Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Виновен ли человек в убийствах, которые он совершает на войне?

Ответ: Нет, когда его принуждают к тому насильно; но он виновен в совершаемых им жестокостях, и человечность его ему зачтётся.

Другие цитаты по теме

Молчи, болван!  — крикнул Бог.  — На моем сердце миллионы шрамов от боли за человека! Если б я остановил японского мальчика, я должен был бы остановить все войны, все жестокости людей! Если я буду все это останавливать, люди никогда не научатся самоочеловечиванию.

Вопрос: Можно ли как-то связать жестокость с инстинктом разрушения?

Ответ: Это и есть инстинкт разрушения с тем, что только есть в нём самого дурного, ибо если разрушение иногда необходимо, то в жестокости никогда нет необходимости; она всегда следствие порочной природы.

— Война не бывает простой. Это не в человеческих привычках.

— Ты был на войне. Что побуждает людей вести себя как дикари?

— Отказ видеть в своих собратьях человека. Вместо этого делать их символом того, что они ненавидят. Нет таких жестокостей, на которые они не пойдут.

Вопрос: Когда обстоятельства словно роковым образом противятся нашим планам, то не происходит ли это из-за влияния какого-либо духа?

Ответ: Иной раз это духи, другой, и чаще всего, ваша собственная неловкость. Ваши положение и характер имеют большое влияние. Если вы упорствуете не на своём поприще, то духи здесь не причём; в таком случае вы сами себе злые гении.

Вопрос: Не были ли сотворены одни духи добрыми, а другие злыми?

Ответ: Бог сотворил всех духов простыми и несведущими, то есть без всякого знания.

Вопрос: Есть люди, которые из того факта, что животные в конце концов оставляют своих детёнышей, делают вывод, будто у человека семейные узы суть не более чем результат общественных нравов, а не закона природы. Что мы должны об этом думать?

Ответ: У человека иная судьба, чем у животных. К чему, стало быть, всё время желать уподобить его им?! У него, помимо физических потребностей, есть ещё иное свойство: это необходимость прогресса. Для прогресса необходимы общественные связи, а семейные узы укрепляют эти связи. Вот почему для человека семейные узы — закон природы. Бог пожелал, чтобы люди научились в них братской любви друг к другу.

Вопрос: Передают ли родители своим детям часть своей души или же они дают им только животную жизнь, к которой новая душа прибавляет потом жизнь моральную?

Ответ: Одну только животную жизнь, потому что душа неделима. Глупый отец может иметь умных детей, и наоборот.

— Ты будешь ответственен за мою смерть, сволочь!

— Нет. Меня заставили люди сверху, винить надо 340 человек, а не меня.

Богатство даётся не для того, чтобы бросать его на ветер или беречь в сундуках; это залог, в котором людям придётся отдать отчёт, ибо они ответят за всё то добро, которое могли сделать при богатстве, но не сделали, за все слёзы, которые могли осушить деньгами, брошенными тем, которые в них не нуждались.

Вопрос: Два духа, совершенно симпатизирующих друг другу, соединившись однажды, остаются ли соединёнными на целую вечность или же могут расстаться и соединиться с другими духами?

Ответ: Все духи соединены между собой; я говорю это о достигших совершенства. В низших же сферах, когда дух продвигается вперёд, то не имеет уже прежней симпатии к тем, которые остались на низшей степени развития.