Вопрос: Виновен ли человек в убийствах, которые он совершает на войне?
Ответ: Нет, когда его принуждают к тому насильно; но он виновен в совершаемых им жестокостях, и человечность его ему зачтётся.
Вопрос: Виновен ли человек в убийствах, которые он совершает на войне?
Ответ: Нет, когда его принуждают к тому насильно; но он виновен в совершаемых им жестокостях, и человечность его ему зачтётся.
Вопрос: Можно ли как-то связать жестокость с инстинктом разрушения?
Ответ: Это и есть инстинкт разрушения с тем, что только есть в нём самого дурного, ибо если разрушение иногда необходимо, то в жестокости никогда нет необходимости; она всегда следствие порочной природы.
Молчи, болван! — крикнул Бог. — На моем сердце миллионы шрамов от боли за человека! Если б я остановил японского мальчика, я должен был бы остановить все войны, все жестокости людей! Если я буду все это останавливать, люди никогда не научатся самоочеловечиванию.
— Война не бывает простой. Это не в человеческих привычках.
— Ты был на войне. Что побуждает людей вести себя как дикари?
— Отказ видеть в своих собратьях человека. Вместо этого делать их символом того, что они ненавидят. Нет таких жестокостей, на которые они не пойдут.
— Ты будешь ответственен за мою смерть, сволочь!
— Нет. Меня заставили люди сверху, винить надо 340 человек, а не меня.
Вопрос: Когда обстоятельства словно роковым образом противятся нашим планам, то не происходит ли это из-за влияния какого-либо духа?
Ответ: Иной раз это духи, другой, и чаще всего, ваша собственная неловкость. Ваши положение и характер имеют большое влияние. Если вы упорствуете не на своём поприще, то духи здесь не причём; в таком случае вы сами себе злые гении.
Вопрос: Не были ли сотворены одни духи добрыми, а другие злыми?
Ответ: Бог сотворил всех духов простыми и несведущими, то есть без всякого знания.
Вопрос: Есть люди, которые из того факта, что животные в конце концов оставляют своих детёнышей, делают вывод, будто у человека семейные узы суть не более чем результат общественных нравов, а не закона природы. Что мы должны об этом думать?
Ответ: У человека иная судьба, чем у животных. К чему, стало быть, всё время желать уподобить его им?! У него, помимо физических потребностей, есть ещё иное свойство: это необходимость прогресса. Для прогресса необходимы общественные связи, а семейные узы укрепляют эти связи. Вот почему для человека семейные узы — закон природы. Бог пожелал, чтобы люди научились в них братской любви друг к другу.
— Значит, это поле боя.
— Да, проходят века, но поля сражений всегда выглядят одинаково.
— Здесь люди теряют свою человечность.
Вопрос: Передают ли родители своим детям часть своей души или же они дают им только животную жизнь, к которой новая душа прибавляет потом жизнь моральную?
Ответ: Одну только животную жизнь, потому что душа неделима. Глупый отец может иметь умных детей, и наоборот.