Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Виновен ли человек в убийствах, которые он совершает на войне?

Ответ: Нет, когда его принуждают к тому насильно; но он виновен в совершаемых им жестокостях, и человечность его ему зачтётся.

Другие цитаты по теме

Молчи, болван!  — крикнул Бог.  — На моем сердце миллионы шрамов от боли за человека! Если б я остановил японского мальчика, я должен был бы остановить все войны, все жестокости людей! Если я буду все это останавливать, люди никогда не научатся самоочеловечиванию.

Вопрос: Можно ли как-то связать жестокость с инстинктом разрушения?

Ответ: Это и есть инстинкт разрушения с тем, что только есть в нём самого дурного, ибо если разрушение иногда необходимо, то в жестокости никогда нет необходимости; она всегда следствие порочной природы.

— Война не бывает простой. Это не в человеческих привычках.

— Ты был на войне. Что побуждает людей вести себя как дикари?

— Отказ видеть в своих собратьях человека. Вместо этого делать их символом того, что они ненавидят. Нет таких жестокостей, на которые они не пойдут.

Богатство даётся не для того, чтобы бросать его на ветер или беречь в сундуках; это залог, в котором людям придётся отдать отчёт, ибо они ответят за всё то добро, которое могли сделать при богатстве, но не сделали, за все слёзы, которые могли осушить деньгами, брошенными тем, которые в них не нуждались.

Вопрос: Два духа, совершенно симпатизирующих друг другу, соединившись однажды, остаются ли соединёнными на целую вечность или же могут расстаться и соединиться с другими духами?

Ответ: Все духи соединены между собой; я говорю это о достигших совершенства. В низших же сферах, когда дух продвигается вперёд, то не имеет уже прежней симпатии к тем, которые остались на низшей степени развития.

Вопрос: Как произошло то, что некоторые духи, в языке своём обнаруживающие собственное превосходство, очень серьёзным людям по поводу ада и чистилища ответили в согласии с обывательским о них понятием?

Ответ: Они говорят на языке, понятном тем, кто их спрашивает. Если эти люди слишком напичканы некоторыми идеями, духи не хотят слишком резко задевать их, чтобы не оскорбить их убеждений. Если бы какой-то дух без всяких ораторских предосторожностей сказал мусульманину что Магомет никакой не пророк, то он встретил бы весьма плохой приём.

Вопрос: Дух может ли выбрать тело, с которым должен соединиться, или только род жизни, который должен служить ему испытанием?

Ответ: Он может выбрать также и тело, потому что несовершенства этого тела служат ему испытаниями, содействующими его усовершенствованию, если он преодолевает препятствия; но выбор этот не всегда зависит от него; он может только просить.

— Ты будешь ответственен за мою смерть, сволочь!

— Нет. Меня заставили люди сверху, винить надо 340 человек, а не меня.

Человек всегда находит симпатизирующих ему духов, каков бы ни был его характер.

Вопрос: Когда обстоятельства словно роковым образом противятся нашим планам, то не происходит ли это из-за влияния какого-либо духа?

Ответ: Иной раз это духи, другой, и чаще всего, ваша собственная неловкость. Ваши положение и характер имеют большое влияние. Если вы упорствуете не на своём поприще, то духи здесь не причём; в таком случае вы сами себе злые гении.