Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Можно ли как-то связать жестокость с инстинктом разрушения?

Ответ: Это и есть инстинкт разрушения с тем, что только есть в нём самого дурного, ибо если разрушение иногда необходимо, то в жестокости никогда нет необходимости; она всегда следствие порочной природы.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Можно ли считать разрушение законом природы?

Ответ: Всё должно разрушаться для того, чтобы иметь возможность возродиться вновь, так как то, что вы называете разрушением, есть только преобразование, имеющее целью обновление и улучшение живых существ.

Вопрос: Если истребление необходимо для перерождения живых существ, то для чего природа наделяет их средствами к самосохранению?

Ответ: Для того чтобы истребление не совершалось ранее нужного для этого времени. Всякое преждевременное истребление замедляет развитие разумного начала; вот почему Бог дал каждому разумному существу потребность жить и размножаться.

Вопрос: Человек, принадлежащий к народу цивилизованному, может ли он, в качестве искупления, быть воплощён в народе диком?

Ответ: Да, но это зависит от рода его искупления; хозяин, который был жесток к своим рабам, может в свою очередь, стать рабом и испытать на себе все тяготы жестокого обращения, которые он заставлял претерпевать других. Это его искупление, если он злоупотребил своей властью, и Бог может его к этому обязать. Дух добра, дабы побудить продвиженье народов отсталых, также может избрать себе существование, способное повлиять на них, чтобы содействовать их развитию, и тогда это особое назначение, миссия.

Человек хочет быть счастлив, чувство это заложено в самой его природе; поэтому он непрестанно трудится над улучшением своего положения на Земле; он ищет причины своих бедствий, чтобы устранить их. Когда он действительно поймёт, что эгоизм является одной из этих причин, причиною, порождающей гордыню, честолюбие, скупость, зависть, ненависть, ревность, причиною, всякое мгновение язвящей его, вносящей смятение во все общественные отношения, вызывающей раздоры, разрушающей доверие, постоянно вынуждающей быть готовым дать отпор соседу, наконец, причиной, превращающей друга во врага, тогда человек поймёт также, что порок этот несовместим для него с собственным счастьем; мы добавим даже, с собственной безопасностью. Чем более он от этого пострадает, тем более ощутит он необходимость борьбы с ним, как ощущает он необходимость борьбы с эпидемиями, вредными животными и прочими бедствиями; к этому побудит его собственная выгода.

Вопрос: Минута, в котороую дух должен воплотиться, бывает ли для него минутой торжественной? Совершает лит он это как нечто важное для него?

Ответ: Он походит тогда на человека, который предпринимает опасное морское путешествие, не зная, что, может быть, встретит смерть в волнах или нет; то же самое бывает и с духом: он знает род испытаний, предстоящих ему, но не знает, выдержит ли он их. Приближение воплощения есть в некотором роде агония для духа.

До Уве вдруг доходит разница между жестокостью по необходимости и жестокостью умышленной.

Вопрос: Почему мы не всегда помним о том, что нам снилось?

Ответ: В том, что ты называешь сном, присутствует лишь то, что есть не более чем отдых тела, ибо дух пребывает в постоянном движении; там он вновь обретает что-то от своей свободы и общается с теми, кто ему дорог либо в этом мире, либо в мирах иных; но так как тело является производным материи тяжелой и грубой, то оно с трудом удерживает впечатления, полученные духом, ибо дух получил их не через органы тела.

Вопрос: Мифология древних целиком основана на спиритических идеях с той лишь разницей, что они рассматривали духов как богов; и они представляют нам этих богов или духов наделёнными особыми правами и обязанностями; так, одни заведовали ветрами, другие — молнией, третьи покровительствовали земледелию и так далее. Лишена ли такая вера основания?

Ответ: Она настолько не лишена основания, что даже ещё не охватывает всей истины целиком.

Вопрос: По этой же причине могут быть и духи, обитающие внутри Земли и направляющие геологические процессы?

Ответ: Эти духи не живут буквально в подземелье, но они направляют и руководят в согласии со своими обязанностями теми вещами и процессами, кои находятся в их ведении. Однажды у вас будет объяснение этих явлений, и тогда вы сможете лучше понять их.

Когда симпатия влечет один дух к другому, они дополняют друг друга, или это результат совершенной идентичности их характера?

Вопрос: С какой целью Бог обрушивает на человечество бедствия и разрушения?

Ответ: Чтобы побудить его продвигаться быстрее. Не сказали ль мы, что разрушение необходимо для нравственного возрождения духов, кои в каждом новом существовании черпают для себя новую степень совершенства?! Нужно видеть финал, чтобы, исходя из него, судить о достигнутом. Вы же судите о результатах лишь со своей личной точки зрения и называете всё это „бедствиями" из-за ущерба, который оно вам причиняет; но эти сотрясения зачастую совершенно необходимы, чтобы быстрее достичь лучшего порядка вещей, достичь за несколько лет того, на что потребовалось бы несколько веков.

Вопрос: Так как духи не могут улучшаться иначе, как претерпевая превратности телесного существования, то не следует ли из этого, что материальная жизнь есть некоторого рода испытание или чистилище, через которое должны пройти существа духовного мира, чтобы достигнуть совершенства?

Ответ: Да, это так. Они улучшаются в этих испытаниях, избегая зла и упражняясь в добродетели. Но только после многих воплощений, по истечении более или менее продолжительного времени, в зависимости от их усилий, они достигают цели совершенства, к которой стремятся.