прогресс

Когда мы идём не в ту сторону, последнее, что нам нужно, — это прогресс.

Мы уже не верим в прогресс — разве это не прогресс?

Время движется вперёд, вместе с ним бежит прогресс,

И уже по всей стране, как грибы, растут АЭС.

А в подъезде номер три лампочка не горит.

Уже целых восемь лет лампочка не горит.

Атомы в коллайдере разгоняют физики,

Высадку людей на Марс спутники приблизили.

А в подъезде номер три лампочка не горит.

Уже целых двадцать лет лампочка не горит.

В Питере сосулечки лазером сбиваются

И искусственные уши людям пришиваются.

А в подъезде номер три поменяли лампочку.

Погорела пять минут — и исчезла в темноте.

Могут строить острова, людям могут чип вживлять,

Могут делать киборгов, детей в пробирке получать.

Но в подъезде номере три лампочка всё не горит.

И на мои жалобы, походу, всем до лампочки!

Запускается ГЛОНАС, радостные хлопоты,

И в Японии уже делают всё роботы.

А в подъезде номер три дед откинул тапочки.

Он увидел свет в тоннеле — только не от лампочки!

Сенсоры в мобильниках, книги электронные,

Карты шлют со спутников самые подробные...

А в подъезде номер три даже бомж пугается.

Как так? Да просто так – свет не зажигается!

Бомбу делает Иран, человек клонирован,

Лодки двигает уран, воздух сгенерирован.

Из подъезда номер три все смотались жители -

Видимо, без лампочки перспектив не видели.

Златоглавая Москва куполом обносится.

Как волна, прогресс научный по стране проносится.

А подъезда номер три больше нет на карточке...

Проще дом снести, чем сделать, чтоб горела лампочка!

Королева-ним. Время не обязывает идти вперёд. Я думал вы это знаете

Прогресс требует жертв.

А главный вопрос, на который не смогла ответить глобализация — а что есть прогресс? Вначале глобализация довольно внятно отвечала на этот вопрос — это демократия, институты и потребление. Потом она начала отвечать на этот вопрос менее внятно. Она начала говорить, что это доступ к безграничному информационному обществу, верификация человека и доступ к кредитному потреблению. Это уже начало нравиться меньше. Но кончилось это тем, что нам на полном серьезе, в том числе и в этой студии, начали рассказывать о том, что символ прогресса — это однополый брак. И тогда стало совсем всё скучно. И пока каждый для себя не ответит на вопрос, что есть прогресс, рассуждать о какой-то новой глобализации, образе будущего, доступного всем, бессмысленно. В этом вся проблема. США жили последние сто лет в достаточно цельном образе будущего, в котором США были безусловным гегемоном и могли определять стандарты. Но ведь Трамп прав. Какой стандарт может определять страна, в которой детям действительно с детства начинают вдалбливать, что вся история Америки — это история ужаса, рабства, репрессий. Но это же правда. И Трамп прав.

Вопрос: История говорит нам о множестве народов, которые после постигших их потрясений вновь вернулись в варварство. В чём в таком случае заключается прогресс?

Ответ: Когда твой дом грозит рухнуть, ты ломаешь его, чтобы построить из него более прочный и более удобный; но пока он не построен, не восстановлен, в твоём жилище царят беспорядок и неразбериха. Пойми ещё и то: ты был беден и жил в лачуге, но ты становишься богат и покидаешь её, чтобы жить во дворце. И тогда какой-то бедняк, каким был и ты, занимает твоё место в этой лачуге и ещё очень доволен, ибо прежде у него не было и этого. Так вот! Знай же, что духи, воплощённые теперь в этом выродивщемся народе, не те, что составляли его во времена его расцвета; те, что жили в нём прежде и были продвинуты, удалились в обиталища более совершенные и прогрессировали дальше, тогда как прочие, менее продвинутые, заняли их место, которое и они в свою очередь покинут.

Вопрос: Каково самое большое препятствие прогрессу?

Ответ: Гордыня и эгоизм; я говорю о прогрессе нравственном, ибо интеллектуальный прогресс совершается постоянно. Кажется даже, на первый взгляд, что он удваивает активность этих пороков, развивая честолюбие и любовь к богатству, которые в свою очередь, побуждают человека к деятельности, просвещающей его дух. Так происходит то, что всё оказывается взаимосвязанным, как в мире нравственном, так и в физическом, и из самого зла может выйти добро; но такое положение дел лишь временно; оно будет меняться по мере того, как человек начнёт понимать, что за пределами наслаждения земными благами есть счастье беспредельно большее и бесконечно более длительное.

Вопрос: С какой целью Бог обрушивает на человечество бедствия и разрушения?

Ответ: Чтобы побудить его продвигаться быстрее. Не сказали ль мы, что разрушение необходимо для нравственного возрождения духов, кои в каждом новом существовании черпают для себя новую степень совершенства?! Нужно видеть финал, чтобы, исходя из него, судить о достигнутом. Вы же судите о результатах лишь со своей личной точки зрения и называете всё это „бедствиями" из-за ущерба, который оно вам причиняет; но эти сотрясения зачастую совершенно необходимы, чтобы быстрее достичь лучшего порядка вещей, достичь за несколько лет того, на что потребовалось бы несколько веков.

Вопрос: Всегда ли прогресс человечества совершается поступательно и медленно?

Ответ: Есть постоянный и медленный прогресс, осуществляющийся силою вещей; но когда народ не продвигается достаточно быстро, Бог производит в нём время от времени некоторое физическое или нравственное сотрясение, его преобразующее.

Человек не может вечно оставаться в невежестве, потому как он призван достичь цели, намеченной Провидением, и он набирается знания силою самих вещей. Моральные революции, как и революции социальные, проникают мало-помалу в идеи; они прорастают в течение веков, затем внезапно разрываются и сокрушают ветхое здание прошлого, не находящееся более в гармонии с новыми нуждами и новыми устремлениями.