Абу-ль-Фарадж ибн Гарун (Григорий Бар-Эбрей)

Один из правителей наказал своему сыну:

— Укрепляй свое государство справедливостью, ибо она, и только она, сделает его несокрушимой крепостью.

Одного философа спросили:

— Кого можно считать безнадежно глупым?

Тот ответил:

— Мужчину, который женился на красивой девушке и, оставив ее, уехал в далекую страну.

Волк, лиса и заяц поймали ягненка. Кому отдать добычу?

Решили, что ягненка съест тот, кто докажет, что он старше.

Первым заговорил заяц:

— Я родился еще до того, как бог создал небо и землю.

— Совершенно верно, — сказала лиса, — могу подтвердить — ведь я присутствовала при твоем рождении…

— Вы оба правы, — заявил волк. — Но разве мое туловище, мои когти и мои зубы не говорят о том, кто всех старше?

— Весьма убедительно говорят, — в один голос твердили лиса и заяц, в то время как волк пожирал ягненка.

Некто, собиравший навоз, сказал:

— Поистине справедливо изречение Давида: «Человек в чести, если он неразумен, подобен скоту, которого ведут на заклание».*

Услышав это, один из богачей и говорит:

— Где же твоя честь и где твой разум, что тебя нельзя уподобить скоту? Ведь ты похож на него: все дни своей жизни проводишь среди овечьего помета.

На это он ему ответил:

— Моя честь заключается в том, что я кормлюсь трудом рук своих и к милости таких, как ты, не прибегаю.

Один отшельник говаривал, что монах любит тишину своей кельи не потому, что он презирает людей, пренебрегает ими и удалился, дабы не встречаться с ними. Он делает это из-за сладких плодов, которые приносит уединение, а именно: он не должен утруждать свои руки работой, свои глаза — лицезрением людей и свои уши — их пустыми разговорами.

Некто сказал:

— Не надейся на вспыльчивого друга, даже если по натуре он добрый человек.

К врачу-шутнику подошел человек и попросил средство против колик. Врач ему сказал:

— Попробуй пожевать колючки дикого боярышника.

Пациент вынул чернила и бумагу, чтобы записать рецепт. И он сказал врачу:

— Повтори, пожалуйста, свое назначение.

И ответил ему врач:

— Попробуй пожевать колючки дикого боярышника вместе с мерой ячменя.

И сказал этот человек:

— О ячмене ты раньше ничего не говорил.

Ответил ему врач:

— Потому что я не знал раньше, что ты осел.

Бузурджмихр* сказал:

— Лучше временно унизиться, чтобы в конце концов победить, чем победить таким образом, что в конечном счете эта победа привела бы к постоянному унижению. Был же такой случай, когда некто вначале унизился, а затем, как тиран, властвовал над нами.