Аверьянов В., Баранов С., Инюшин В., Калитин П. и др.

В определённый момент своей жизни я вдруг осознал, что постоянное употребление слова духовность не приносит мне никакой особенной радости. И это при том, что в круг моих интересов с ранней юности входили классическая литература, религия, философия, мифология, искусство и т. д. и т. п. С чем же было связано такое внезапное озарение? А с тем, что в подавляющей части того, что очень многие люди подразумевали под духовностью, чувствовалась какая-то невероятная фальшь. И в самом деле, можно ли назвать духовностью постоянное чтение умных или, допустим, философских книжек? Или просмотр авторского кино? Или музейную гонку и посещение всевозможных выставок? Или постоянное хождение в храм и совершение обрядов? Так мне пришло понимание того, что духовность и автоматизм – две вещи несовместные.

А ведь именно здесь кроется, как мне кажется, то, что большинство людей, посещающих занятия по йоге, магазины с эзотерической литературой, гадающих на рунах и картах таро, соблюдающих обряды традиционных религий, да даже читающих Библию, Упанишады, Трипитаку, мистическую и святоотеческую литературу и Генона с Кастанедой в придачу, если они делают это, слабо вникая в суть, не перерабатывая данный «продукт» глубоко интеллектуально, следуя некоему ритуалу «духовности», имеют дело вовсе не с последней, а с самой что ни на есть банальной привычкой, привычкой к «духовности».