Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Каково самое большое препятствие прогрессу?

Ответ: Гордыня и эгоизм; я говорю о прогрессе нравственном, ибо интеллектуальный прогресс совершается постоянно. Кажется даже, на первый взгляд, что он удваивает активность этих пороков, развивая честолюбие и любовь к богатству, которые в свою очередь, побуждают человека к деятельности, просвещающей его дух. Так происходит то, что всё оказывается взаимосвязанным, как в мире нравственном, так и в физическом, и из самого зла может выйти добро; но такое положение дел лишь временно; оно будет меняться по мере того, как человек начнёт понимать, что за пределами наслаждения земными благами есть счастье беспредельно большее и бесконечно более длительное.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Могут ли духи становиться хуже?

Ответ: Нет, но по мере того как они продвигаются в своём развитии, они лучше понимают, что отдаляет их от совершенства. Когда дух выдержал испытание, он сделал шаг вперёд, у него остаётся опыт, и он не забывает его никогда. Он может оставаться на одной степени развития, но назад он не возвращается.

Вопрос: Возможно ли, с изменением тела, утратить и некоторые интеллектуальные способности, например, потерять склонность к искусствам?

Ответ: Да, если человек осквернил этот интеллект или дал ему недостойное употребление. Помимо того, всякая способность может дремать во время своего существования, поскольку дух желает упражнять другую свою способность, никак не связанную с предыдущей; тогда она остаётся в непроявленном состоянии, чтобы вновь проступить позднее.

Вопрос: Духи по природе своей бывают добрые или злые, или они одни и те же, но постепенно улучшаются?

Ответ: Одни и те же духи, которые совершенствуются и, совершенствуясь, они переходят из низшего разряда в высший.

Вопрос: Идиот, будучи духом, сознаёт ли он своё умственное состояние?

Ответ: Да, очень часто он сознаёт его; он понимает, что цепи, сковывающие его выход, суть испытание или искупление.

Вопрос: Тот, кто начал с полезной целью какое-либо важное дело и не успел окончить его из-за смерти, сожалеет ли об этом в другом мире?

Ответ: Нет, потому что он видит, что другим суждено окончить его. Напротив, он старается внушить другим людям желание продолжать это дело. Его целью на земле было благо человечества, та же цель остаётся у него и в мире духов.

Вопрос: Какова может быть заслуга такого существования для идиотов или кретинов, которые не могут творить ни добра, ни зла и не могут развиваться?

Ответ: Это искупление, наложенное на них за злоупотребление некоторыми способностями; это время остановки движения.

Вопрос: Таким образом, тело идиота может заключать в себе дух, который в предыдущем существовании одушевлял гения?

Ответ: Да, гений порою становится бедствием, когда им злоупотребляют.

Вопрос: Добровольное безбрачие есть ли состояние совершенства, похвальное в глазах Божиих?

Ответ: Нет, и те, кто живут таким образом из эгоизма, обманывают всех и неблагоугодны Богу.

Вопрос: Безбрачие не может ли быть со стороны некоторых лиц жертвой, приносимой ими с целью посвятить себя совершенно на служение человечеству?

Ответ: Это другое дело; я сказал выше: из эгоизма. Всякая личная жертва имеет заслугу, когда она приносится с доброй целью; чем больше жертва, тем больше и заслуга.

Вопрос: Следуют ли животные закону прогресса, как и люди?

Ответ: Да, поэтому в мирах высших, где люди более развиты, животные также развиты более и имеют более совершенные средства общения; но по положению они всегда ниже человека и подчинены ему; они его умные слуги.

Вопрос: Прогрессируют ли животные, как человек, делами своей воли или происходит это силою вещей [независимо от них — другой перевод]?

Ответ: Силою вещей; поэтому для них нет искупления.

Вопрос: В высших мирах знают ли животные о Боге?

Ответ: Нет, человек для них бог, как когда-то духи были богами для людей.

Вопрос: Каков может быть характер миссии завоевателя, имеющего целью лишь удовлетворение своего честолюбия, не отступающего ради достижения этой цели ни перед какими бедствиями, которые она влечёт за собой?

Ответ: Чаще всего он лишь орудие, которым Бог пользуется ради исполнения Своих замыслов, и бедствия эти нередко просто средство, чтобы ускорить продвижение того или иного народа.

Вопрос: Тот, кто является орудием этих преходящих бедствий, чужд ведь благу, которое может из них выйти, ибо он ставил перед собой лишь некоторую личную цель. Так зачтётся ли ему это невольное благо?

Ответ: Каждому воздаётся по делам его, по тому благу, которое он хотел сделать, и благородству его устремлений.

Вопрос: Дух, однажды вступив уже в период человечества, сохраняет ли следы того, чем он был прежде, — следы своего состояния во время периода, который можно бы назвать периодом дочеловеческим?

Ответ: Это зависит от времени, протёкшего между двумя периодами, и от прогресса, совершённого духом. В течение нескольких первых воплощений на нём может оставаться более или менее ясное отражение первобытного его существования, потому что в природе нет резких переходов; всегда есть звенья, поддерживающие непрерывность как цепи существ, так и событий, но следы эти изглаживаются по мере развития свободной воли. Первоначально прогресс совершается медленно, потому что не поддерживается ещё волей; по мере же того, как дух приобретает больше сознания, прогресс его идёт быстрее.