Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Следуют ли животные закону прогресса, как и люди?

Ответ: Да, поэтому в мирах высших, где люди более развиты, животные также развиты более и имеют более совершенные средства общения; но по положению они всегда ниже человека и подчинены ему; они его умные слуги.

Вопрос: Прогрессируют ли животные, как человек, делами своей воли или происходит это силою вещей [независимо от них — другой перевод]?

Ответ: Силою вещей; поэтому для них нет искупления.

Вопрос: В высших мирах знают ли животные о Боге?

Ответ: Нет, человек для них бог, как когда-то духи были богами для людей.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Духи-покровители, принимающие имена известных нам лиц, всегда ли принадлежат тем лицам, которые носили эти имена?

Ответ: Нет, это бывают духи, им симпатизирующие и являющиеся часто по их просьбе. Вам нужны имена, а потому они принимают на себя такие, которые внушили бы вам доверие. Когда вы не можете исполнить сами какого-нибудь дела, то посылаете за себя другого, который действует от вашего имени.

Вопрос: С какой целью Бог обрушивает на человечество бедствия и разрушения?

Ответ: Чтобы побудить его продвигаться быстрее. Не сказали ль мы, что разрушение необходимо для нравственного возрождения духов, кои в каждом новом существовании черпают для себя новую степень совершенства?! Нужно видеть финал, чтобы, исходя из него, судить о достигнутом. Вы же судите о результатах лишь со своей личной точки зрения и называете всё это „бедствиями" из-за ущерба, который оно вам причиняет; но эти сотрясения зачастую совершенно необходимы, чтобы быстрее достичь лучшего порядка вещей, достичь за несколько лет того, на что потребовалось бы несколько веков.

Вопрос: Влияют ли духи на наши мысли и действия?

Ответ: В этом отношении влияние их более велико, чем вы полагаете, ибо часто именно они направляют вас.

Вопрос: Всегда ли прогресс человечества совершается поступательно и медленно?

Ответ: Есть постоянный и медленный прогресс, осуществляющийся силою вещей; но когда народ не продвигается достаточно быстро, Бог производит в нём время от времени некоторое физическое или нравственное сотрясение, его преобразующее.

Человек не может вечно оставаться в невежестве, потому как он призван достичь цели, намеченной Провидением, и он набирается знания силою самих вещей. Моральные революции, как и революции социальные, проникают мало-помалу в идеи; они прорастают в течение веков, затем внезапно разрываются и сокрушают ветхое здание прошлого, не находящееся более в гармонии с новыми нуждами и новыми устремлениями.

Вопрос: Некоторые духи могут ли содействовать развитию искусств, помогая тем, кто занимается ими?

Ответ: Есть духи, исключительно покровительствующие какой-либо отдельной способности человека; они помогают тому, кто призывает их, если считают его достойным; но что же им делать с теми, которые не понимают настоящего своего призвания?! Не могут же они дать зрение слепому и слух — глухому.

Вопрос: История говорит нам о множестве народов, которые после постигших их потрясений вновь вернулись в варварство. В чём в таком случае заключается прогресс?

Ответ: Когда твой дом грозит рухнуть, ты ломаешь его, чтобы построить из него более прочный и более удобный; но пока он не построен, не восстановлен, в твоём жилище царят беспорядок и неразбериха. Пойми ещё и то: ты был беден и жил в лачуге, но ты становишься богат и покидаешь её, чтобы жить во дворце. И тогда какой-то бедняк, каким был и ты, занимает твоё место в этой лачуге и ещё очень доволен, ибо прежде у него не было и этого. Так вот! Знай же, что духи, воплощённые теперь в этом выродивщемся народе, не те, что составляли его во времена его расцвета; те, что жили в нём прежде и были продвинуты, удалились в обиталища более совершенные и прогрессировали дальше, тогда как прочие, менее продвинутые, заняли их место, которое и они в свою очередь покинут.

Мы неправильно воображаем, что действие духов должно проявляться непременно посредством необыкновенных явлений Но так как этого не бывает, то вмешательство их незаметно для нас, и всё, что совершается при их содействии, кажется нам естественным, так, например, два человека могут встретиться по внушению духов, а между тем, встреча эта будет казаться случайной; они могли внушить человеку мысль пройти по такому-то месту; могут обратить его внимание на такой-то предмет, если это поможет привести к желаемому результату.

Вопрос: Каково самое большое препятствие прогрессу?

Ответ: Гордыня и эгоизм; я говорю о прогрессе нравственном, ибо интеллектуальный прогресс совершается постоянно. Кажется даже, на первый взгляд, что он удваивает активность этих пороков, развивая честолюбие и любовь к богатству, которые в свою очередь, побуждают человека к деятельности, просвещающей его дух. Так происходит то, что всё оказывается взаимосвязанным, как в мире нравственном, так и в физическом, и из самого зла может выйти добро; но такое положение дел лишь временно; оно будет меняться по мере того, как человек начнёт понимать, что за пределами наслаждения земными благами есть счастье беспредельно большее и бесконечно более длительное.

Вопрос: Собрание людей, как, например, общества, города и народы, имеют ли своих особенных духов-покровителей?

Ответ: Да, потому что каждое собрание людей составляет как бы одно собирательное лицо, идущее к общей цели и имеющее надобность в высшем руководстве.

Вопрос: Можно ли освободиться от влияния духов, подстрекающих нас ко злу?

Ответ: Да, ибо они привязываются лишь к тем, кто вызывает их своими желаниями или привлекает их своими мыслями.