Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Какова может быть заслуга такого существования для идиотов или кретинов, которые не могут творить ни добра, ни зла и не могут развиваться?

Ответ: Это искупление, наложенное на них за злоупотребление некоторыми способностями; это время остановки движения.

Вопрос: Таким образом, тело идиота может заключать в себе дух, который в предыдущем существовании одушевлял гения?

Ответ: Да, гений порою становится бедствием, когда им злоупотребляют.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Идиот, будучи духом, сознаёт ли он своё умственное состояние?

Ответ: Да, очень часто он сознаёт его; он понимает, что цепи, сковывающие его выход, суть испытание или искупление.

Вопрос: Что думать о тех, кто злоупотребляет превосходством своего общественного положения, чтобы угнетать слабого ради собственной выгоды?

Ответ: Такие заслуживают анафемы; горе им! Они в свою очередь станут жертвами угнетения. В следующем своём воплощении они претерпят на себе всё то, что они заставляли претерпевать других.

Вопрос: Гении и просто умные люди, всегда ли они черпают свои идеи в самих себе?

Ответ: Иногда идеи принадлежат их собственному духу, но часто они бывают внушены им другими духами, считающими их способными понять и достойными передать эти идеи другим. Когда эти люди не находят идей в себе, они взывают к вдохновению; тем самым они, нисколько того не подозревая, совершают вызывание духов.

Вопрос: Проявляются ли способности духа после соединения его с телом во всей их полноте?

Ответ: Проявление способностей зависит от органов, служащих орудиями этого проявления; они ослабляются грубостью материи.

Вопрос: В согласии с этим, материальная оболочка должна быть препятствием для свободного проявления способностей духа, подобно тому как матовое стекло препятствует свободному прохождению света?

Ответ: Да, к тому же весьма матовое.

Можно ещё сравнить действие грубой материи тела на дух с действием тинистой воды, которая сковывает свободу движений погружённого в неё тела.

Вопрос: Некоторые духи могут ли содействовать развитию искусств, помогая тем, кто занимается ими?

Ответ: Есть духи, исключительно покровительствующие какой-либо отдельной способности человека; они помогают тому, кто призывает их, если считают его достойным; но что же им делать с теми, которые не понимают настоящего своего призвания?! Не могут же они дать зрение слепому и слух — глухому.

Вопрос: Искусственное усовершенствование пород царства животного и растительного путём науки противоречит ли закону природы? Более ли будет согласно с этим законом, если предоставить всё естественному ходу вещей?

Ответ: Нужно делать всё, что только можно, для достижения совершенства; сам человек есть оружие, употребляемое Богом для исполнения его планов. Так как совершенство есть цель, к которой стремится вся природа, то помогать этому усовершенствованию — значит содействовать исполнению Его целей.

Вопрос: Но человек обыкновенно заботится об этом улучшении пород только из личных своих выгод, часто не имея при этом никакой другой цели; не уменьшает ли это его заслуги?

Ответ: Что за беда, если в этом и вовсе не будет его заслуги; весь вопрос в том, чтобы прогресс совершался; это уже его дело — хлопотать о том, чтобы намерение его сделало его труд достойным награды. Впрочем, труд этот развивает его разум, и в этом отношении он приносит ему наиболее пользы.

Вопрос: Каково самое большое препятствие прогрессу?

Ответ: Гордыня и эгоизм; я говорю о прогрессе нравственном, ибо интеллектуальный прогресс совершается постоянно. Кажется даже, на первый взгляд, что он удваивает активность этих пороков, развивая честолюбие и любовь к богатству, которые в свою очередь, побуждают человека к деятельности, просвещающей его дух. Так происходит то, что всё оказывается взаимосвязанным, как в мире нравственном, так и в физическом, и из самого зла может выйти добро; но такое положение дел лишь временно; оно будет меняться по мере того, как человек начнёт понимать, что за пределами наслаждения земными благами есть счастье беспредельно большее и бесконечно более длительное.

Вопрос: Не зависим ли инстинкт от разума?

Ответ: Нет, не совершенно зависим, потому что это род разума. Инстинкт есть нерасуждающий разум, благодаря которому все существа удовлетворяют свои потребности.

Вопрос: Будет ли верным выражение, что по мере того, как способности разума увеличиваются инстинкты уменьшаются?

Ответ: Нет, инстинкт всегда существует, но человек им пренебрегает. Инстинкт также может вести к добру, и он почти всегда руководит нами и иногда лучше, чем ум; он никогда не заблуждается.

Вопрос: Все ли духи бывают злыми прежде, чем сделаются добрыми?

Ответ: Нет, злы бывают не все, а несведущи — все без исключения.

Вопрос: Находясь в мире духов, душа пользуется ли теми же органами чувств, что и при жизни на земле?

Ответ: Да, а также другими, которыми она не обладала, поскольку тело её было как бы пеленой, затемнявшей их. Ум есть свойство духа, но оно проявляется с большей свободой, когда дух не скован материальными условиями.