Вопрос: Духи по природе своей бывают добрые или злые, или они одни и те же, но постепенно улучшаются?
Ответ: Одни и те же духи, которые совершенствуются и, совершенствуясь, они переходят из низшего разряда в высший.
Вопрос: Духи по природе своей бывают добрые или злые, или они одни и те же, но постепенно улучшаются?
Ответ: Одни и те же духи, которые совершенствуются и, совершенствуясь, они переходят из низшего разряда в высший.
Вопрос: Искусственное усовершенствование пород царства животного и растительного путём науки противоречит ли закону природы? Более ли будет согласно с этим законом, если предоставить всё естественному ходу вещей?
Ответ: Нужно делать всё, что только можно, для достижения совершенства; сам человек есть оружие, употребляемое Богом для исполнения его планов. Так как совершенство есть цель, к которой стремится вся природа, то помогать этому усовершенствованию — значит содействовать исполнению Его целей.
Вопрос: Но человек обыкновенно заботится об этом улучшении пород только из личных своих выгод, часто не имея при этом никакой другой цели; не уменьшает ли это его заслуги?
Ответ: Что за беда, если в этом и вовсе не будет его заслуги; весь вопрос в том, чтобы прогресс совершался; это уже его дело — хлопотать о том, чтобы намерение его сделало его труд достойным награды. Впрочем, труд этот развивает его разум, и в этом отношении он приносит ему наиболее пользы.
Вопрос: Можно ли в состоянии земной жизни, ведя себя хорошо, сделаться чистым духом, миновав все промежуточные стадии?
Ответ: Нет, потому что то, что человек считает совершенным, далеко ещё от полного совершенства; есть качества, вовсе ему не известные, которых он не только достигнуть, но и постичь не может. Он может сделаться так совершенен, как только доступно его земной природе, но это далеко ещё не полное совершенство.
Вопрос: Дух, однажды вступив уже в период человечества, сохраняет ли следы того, чем он был прежде, — следы своего состояния во время периода, который можно бы назвать периодом дочеловеческим?
Ответ: Это зависит от времени, протёкшего между двумя периодами, и от прогресса, совершённого духом. В течение нескольких первых воплощений на нём может оставаться более или менее ясное отражение первобытного его существования, потому что в природе нет резких переходов; всегда есть звенья, поддерживающие непрерывность как цепи существ, так и событий, но следы эти изглаживаются по мере развития свободной воли. Первоначально прогресс совершается медленно, потому что не поддерживается ещё волей; по мере же того, как дух приобретает больше сознания, прогресс его идёт быстрее.
Жизнь духа состоит из ряда телесных существований, из коих каждое представляет собой благоприятный случай для его усовершенствования, точно так же, как телесное существование состоит из ряда дней, в продолжении которых он может приобретать опытность и познания. Но, подобно тому как в жизни человека есть дни бесплодные для него, в жизни духа есть также и телесные существования без всякого результата, если он не умел воспользоваться ими.
Вопрос: С какой целью Бог обрушивает на человечество бедствия и разрушения?
Ответ: Чтобы побудить его продвигаться быстрее. Не сказали ль мы, что разрушение необходимо для нравственного возрождения духов, кои в каждом новом существовании черпают для себя новую степень совершенства?! Нужно видеть финал, чтобы, исходя из него, судить о достигнутом. Вы же судите о результатах лишь со своей личной точки зрения и называете всё это „бедствиями" из-за ущерба, который оно вам причиняет; но эти сотрясения зачастую совершенно необходимы, чтобы быстрее достичь лучшего порядка вещей, достичь за несколько лет того, на что потребовалось бы несколько веков.
Вопрос: Так как духи не могут улучшаться иначе, как претерпевая превратности телесного существования, то не следует ли из этого, что материальная жизнь есть некоторого рода испытание или чистилище, через которое должны пройти существа духовного мира, чтобы достигнуть совершенства?
Ответ: Да, это так. Они улучшаются в этих испытаниях, избегая зла и упражняясь в добродетели. Но только после многих воплощений, по истечении более или менее продолжительного времени, в зависимости от их усилий, они достигают цели совершенства, к которой стремятся.
Познания, приобретённые в каждом существовании, не теряются. Дух, освободившись от материи, помнит их всегда. Во время воплощения он может забыть их отчасти, но смутное сознание, остающееся у него, помогает успехам его усовершенствования, — без этого он каждый раз начинал бы сначала. При каждом новом воплощении дух начинает своё усовершенствование с той точки, на которой он остановился во время предыдущего существования.
Вопрос: Всегда ли прогресс человечества совершается поступательно и медленно?
Ответ: Есть постоянный и медленный прогресс, осуществляющийся силою вещей; но когда народ не продвигается достаточно быстро, Бог производит в нём время от времени некоторое физическое или нравственное сотрясение, его преобразующее.
Человек не может вечно оставаться в невежестве, потому как он призван достичь цели, намеченной Провидением, и он набирается знания силою самих вещей. Моральные революции, как и революции социальные, проникают мало-помалу в идеи; они прорастают в течение веков, затем внезапно разрываются и сокрушают ветхое здание прошлого, не находящееся более в гармонии с новыми нуждами и новыми устремлениями.
Вопрос: Каким образом скитающиеся духи обучаются? Они делают это, надо полагать, не так, как мы?
Ответ: Они изучают свое прошлое и ищут средства возвыситься. Они смотрят, наблюдают, что происходит в тех местах, которые они посещают; они слушают речи людей просвещённых и суждения духов, продвинутых более, чем они, и всё это наводит их на мысли, которых у них не было прежде.
Человек должен стараться продлить свою жизнь, чтобы исполнить назначенную ему обязанность; вот для чего Бог дал ему инстинкт самосохранения, который поддерживает его в испытаниях; без этого он бы часто впадал в отчаяние. Тайный голос, заставляющий его отталкивать смерть, говорит ему, что он может ещё сделать что-нибудь для своего развития.