Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Человек, принадлежащий к народу цивилизованному, может ли он, в качестве искупления, быть воплощён в народе диком?

Ответ: Да, но это зависит от рода его искупления; хозяин, который был жесток к своим рабам, может в свою очередь, стать рабом и испытать на себе все тяготы жестокого обращения, которые он заставлял претерпевать других. Это его искупление, если он злоупотребил своей властью, и Бог может его к этому обязать. Дух добра, дабы побудить продвиженье народов отсталых, также может избрать себе существование, способное повлиять на них, чтобы содействовать их развитию, и тогда это особое назначение, миссия.

Другие цитаты по теме

Жизнь духа состоит из ряда телесных существований, из коих каждое представляет собой благоприятный случай для его усовершенствования, точно так же, как телесное существование состоит из ряда дней, в продолжении которых он может приобретать опытность и познания. Но, подобно тому как в жизни человека есть дни бесплодные для него, в жизни духа есть также и телесные существования без всякого результата, если он не умел воспользоваться ими.

Вопрос: Так как духи не могут улучшаться иначе, как претерпевая превратности телесного существования, то не следует ли из этого, что материальная жизнь есть некоторого рода испытание или чистилище, через которое должны пройти существа духовного мира, чтобы достигнуть совершенства?

Ответ: Да, это так. Они улучшаются в этих испытаниях, избегая зла и упражняясь в добродетели. Но только после многих воплощений, по истечении более или менее продолжительного времени, в зависимости от их усилий, они достигают цели совершенства, к которой стремятся.

Познания, приобретённые в каждом существовании, не теряются. Дух, освободившись от материи, помнит их всегда. Во время воплощения он может забыть их отчасти, но смутное сознание, остающееся у него, помогает успехам его усовершенствования, — без этого он каждый раз начинал бы сначала. При каждом новом воплощении дух начинает своё усовершенствование с той точки, на которой он остановился во время предыдущего существования.

Вопрос: Дух может ли выбрать тело, с которым должен соединиться, или только род жизни, который должен служить ему испытанием?

Ответ: Он может выбрать также и тело, потому что несовершенства этого тела служат ему испытаниями, содействующими его усовершенствованию, если он преодолевает препятствия; но выбор этот не всегда зависит от него; он может только просить.

Вопрос: Поскольку превратности физической жизни являются одновременно искуплением прошлых ошибок и испытанием на будущее, то следует ли из этого, что по характеру их можно судить об образе жизни, который человек вёл в предыдущем существовании?

Ответ: Очень часто, да; поскольку каждый наказан в том, чем он грешил; однако из этого не стоит делать абсолютного правила; инстинктивные наклонности и побуждения являются более верным признаком, ибо испытания, которые претерпевает дух, обращены как к прошлому, так и к будущему.

Вопрос: Догма воскресения тела, является ли она своеобразным выражением догмы перевоплощения, преподанной духами?

Ответ: Как бы оно могло быть иначе?! С этими словами происходит то же, что и со множеством прочих, они кажутся неразумными в глазах некоторых людей лишь потому, что их берутся понимать буквально, что и ведёт к безверию. Но дайте им разумное толкование, и те, кого вы зовёте вольнодумцами, без труда примут их именно потому, что они размышляют; ибо, не заблуждайтесь на их счёт, сии вольные мыслители также стремятся лишь к вере. У них, как и у других, а может и больше, чем у других, жажда грядущего, но они не могут принять того, что отвергнуто наукой. Учение о множественности существований согласуется со справедливостью Божьей. Лишь оно одно может объяснить то, что без него необъяснимо. И как бы вы хотели, чтобы принцип этого не был заложен в самой религии?!

Вопрос: Физическое и моральное состояние живых существ постоянно ли одинаково на каждом шаре?

Ответ: Нет. Миры так же подчинены закону прогресса. Все, подобно вашему миру, начали своё существование с низшего состояния. Впоследствии и Земля будет раем, когда все люди сделаются добродетельными.

Вопрос: Человек во время новых своих существований может ли стать ниже, чем он был?

Ответ: Относительно общественного положения — да, а как дух — нет.

Вопрос: Душа добродетельного человека может ли в новом воплощении одушевлять тело злодея?

Ответ: Нет, потому что она не может ухудшиться.

Вопрос: Души наших дикарей не суть ли духи в состоянии детства?

Ответ: Да, детства относительного; но это уже души несколько развитые; они имеют страсти.

Вопрос: Значит, страсти составляют признак развития?

Ответ: Развития — да, но не совершенства; они суть признак деятельности и самосознания.

Вопрос: Почему жизнь часто прекращается в самом раннем возрасте?

Ответ: Непродолжительная жизнь ребёнка может быть для духа, воплощённом в нём, дополнением к существованию, прерванному преждевременно, и смерть его часто есть испытание или искупление для родителей.

Вопрос: Что делается с духом ребёнка, умершего в раннем возрасте?

Ответ: Он начинает новое существование.