Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Души наших дикарей не суть ли духи в состоянии детства?

Ответ: Да, детства относительного; но это уже души несколько развитые; они имеют страсти.

Вопрос: Значит, страсти составляют признак развития?

Ответ: Развития — да, но не совершенства; они суть признак деятельности и самосознания.

Другие цитаты по теме

Жизнь духа состоит из ряда телесных существований, из коих каждое представляет собой благоприятный случай для его усовершенствования, точно так же, как телесное существование состоит из ряда дней, в продолжении которых он может приобретать опытность и познания. Но, подобно тому как в жизни человека есть дни бесплодные для него, в жизни духа есть также и телесные существования без всякого результата, если он не умел воспользоваться ими.

Вопрос: Так как духи не могут улучшаться иначе, как претерпевая превратности телесного существования, то не следует ли из этого, что материальная жизнь есть некоторого рода испытание или чистилище, через которое должны пройти существа духовного мира, чтобы достигнуть совершенства?

Ответ: Да, это так. Они улучшаются в этих испытаниях, избегая зла и упражняясь в добродетели. Но только после многих воплощений, по истечении более или менее продолжительного времени, в зависимости от их усилий, они достигают цели совершенства, к которой стремятся.

Вопрос: Каким образом скитающиеся духи обучаются? Они делают это, надо полагать, не так, как мы?

Ответ: Они изучают свое прошлое и ищут средства возвыситься. Они смотрят, наблюдают, что происходит в тех местах, которые они посещают; они слушают речи людей просвещённых и суждения духов, продвинутых более, чем они, и всё это наводит их на мысли, которых у них не было прежде.

Познания, приобретённые в каждом существовании, не теряются. Дух, освободившись от материи, помнит их всегда. Во время воплощения он может забыть их отчасти, но смутное сознание, остающееся у него, помогает успехам его усовершенствования, — без этого он каждый раз начинал бы сначала. При каждом новом воплощении дух начинает своё усовершенствование с той точки, на которой он остановился во время предыдущего существования.

Человек должен стараться продлить свою жизнь, чтобы исполнить назначенную ему обязанность; вот для чего Бог дал ему инстинкт самосохранения, который поддерживает его в испытаниях; без этого он бы часто впадал в отчаяние. Тайный голос, заставляющий его отталкивать смерть, говорит ему, что он может ещё сделать что-нибудь для своего развития.

Вопрос: Улучшается ли дух во время своего блуждающего состояния?

Ответ: Он может значительно улучшиться, что зависит всегда от его воли и желания; но только во время телесного существования он претворяет на деле новые идеи, им усвоенные.

Вопрос: Человек, принадлежащий к народу цивилизованному, может ли он, в качестве искупления, быть воплощён в народе диком?

Ответ: Да, но это зависит от рода его искупления; хозяин, который был жесток к своим рабам, может в свою очередь, стать рабом и испытать на себе все тяготы жестокого обращения, которые он заставлял претерпевать других. Это его искупление, если он злоупотребил своей властью, и Бог может его к этому обязать. Дух добра, дабы побудить продвиженье народов отсталых, также может избрать себе существование, способное повлиять на них, чтобы содействовать их развитию, и тогда это особое назначение, миссия.

Вопрос: Дух может ли выбрать тело, с которым должен соединиться, или только род жизни, который должен служить ему испытанием?

Ответ: Он может выбрать также и тело, потому что несовершенства этого тела служат ему испытаниями, содействующими его усовершенствованию, если он преодолевает препятствия; но выбор этот не всегда зависит от него; он может только просить.

Вопрос: Какую пользу духу может принести воплощение в теле, которое умирает несколько дней после рождения?

Ответ: Сознание своего существования недостаточно развито ещё в этом существе; смерть не имеет для него особого значения; это служит, как мы уже говорили, испытанием для родителей.

Вопрос: Душа животного, пережившая тело, находится ли она после смерти, как и душа человека, в скитающемся состоянии?

Ответ: Это своеобразное скитание, поскольку душа здесь не соединена с телом, но это не блуждающий дух. Блуждающий дух есть существо мыслящее и поступающее в согласии с собственной свободной волей. Дух животных не обладает этой способностью. Самосознание — это главное свойство духа. Дух животного классифицируется вслед за своей смертью духами, обязанностью которых это является, и почти сразу же используется для дальнейших воплощений; у него нет времени вступить в отношение с другими духовными существами.