Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Можно ли считать разрушение законом природы?

Ответ: Всё должно разрушаться для того, чтобы иметь возможность возродиться вновь, так как то, что вы называете разрушением, есть только преобразование, имеющее целью обновление и улучшение живых существ.

Вопрос: Если истребление необходимо для перерождения живых существ, то для чего природа наделяет их средствами к самосохранению?

Ответ: Для того чтобы истребление не совершалось ранее нужного для этого времени. Всякое преждевременное истребление замедляет развитие разумного начала; вот почему Бог дал каждому разумному существу потребность жить и размножаться.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Можно ли как-то связать жестокость с инстинктом разрушения?

Ответ: Это и есть инстинкт разрушения с тем, что только есть в нём самого дурного, ибо если разрушение иногда необходимо, то в жестокости никогда нет необходимости; она всегда следствие порочной природы.

Вопрос: Дух, однажды вступив уже в период человечества, сохраняет ли следы того, чем он был прежде, — следы своего состояния во время периода, который можно бы назвать периодом дочеловеческим?

Ответ: Это зависит от времени, протёкшего между двумя периодами, и от прогресса, совершённого духом. В течение нескольких первых воплощений на нём может оставаться более или менее ясное отражение первобытного его существования, потому что в природе нет резких переходов; всегда есть звенья, поддерживающие непрерывность как цепи существ, так и событий, но следы эти изглаживаются по мере развития свободной воли. Первоначально прогресс совершается медленно, потому что не поддерживается ещё волей; по мере же того, как дух приобретает больше сознания, прогресс его идёт быстрее.

Вопрос: Как происходит то, что та же самая идея, например, какое-либо открытие, возникает и делается одновременно в нескольких местах?

Ответ: Мы уже сказали, что во время сна духи общаются между собой; так вот, когда тело пробуждается, дух вспоминает о том, что он узнал, и человек верит в то, будто это он открыл или изобрёл. Таким образом, сразу несколько человек могут сделать какое-то открытие. Когда вы говорите, что какая-то идея висит или носится в воздухе, то это образ гораздо более справедливый и точный, чем вы полагаете: каждый содействует её распространению, даже не подозревая об этом.

Знайте ещё и то, что не всё, что кажется вам злом, есть действительно зло; часто последствием зла бывает добро большее самого зла; но вы не понимаете этого потому что думаете только о себе и о настоящем времени.

Вопрос: Имеют ли эти разрушения какую-то полезность с точки зрения физической, несмотря на те беды, которые они вызывают?

Ответ: Да, иногда они изменяют состояние той или иной страны, но благо, которое из них следует, зачастую ощущается только будущими поколениями.

Жизнь духа состоит из ряда телесных существований, из коих каждое представляет собой благоприятный случай для его усовершенствования, точно так же, как телесное существование состоит из ряда дней, в продолжении которых он может приобретать опытность и познания. Но, подобно тому как в жизни человека есть дни бесплодные для него, в жизни духа есть также и телесные существования без всякого результата, если он не умел воспользоваться ими.

Вопрос: Чем вызвано то, что те, кто предчувствуют свою смерть, обыкновенно страшатся её меньше остальных?

Ответ: Смерти страшится человек, но не дух; тот, кто предчувствует её, думает скорее как дух, чем как человек; он понимает, что она несёт ему освобождение, и он ждёт.

Вопрос: Что делается с душою в промежутке между воплощениями?

Ответ: Она становится блуждающим духом, который стремится к новой своей судьбе: она ждёт.

Вопрос: Как долго может продолжаться блуждающее состояние духа?

Ответ: От нескольких часов до нескольких тысяч веков. Вобщем, нет какого-либо крайнего предела, поставленного состоянию скитания, оно может длиться весьма долго, но никогда не вечно. Рано или поздно дух всегда начинает такое существование, какое позволит ему очиститься от предыдущих своих существований.

Вопрос: Эта продолжительность времени подчинена воле духа или может быть назначена как искупление?

Ответ: Она зависит от его свободной воли; духи прекрасно знают, что они делают. Но есть среди них и такие, для кого это наказание, налагаемое Богом. Некоторые же просят продлить время блуждающего состояния, чтобы приобрести те познания, которые приобретаются не иначе как в состоянии блуждающего духа.

Вопрос: Почему злые так часто имеют в жизни преобладающее влияние над добрыми?

Ответ: Вследствие слабости добрых; злые смелы и пронырливы, добрые робки; когда последние захотят, они одержат верх над первыми.

Вопрос: Бывают ли дети, рождающиеся мёртвыми, которые не были назначены для воплощения духа?

Ответ: Да, бывают такие дети, для которых не было назначено духа. Им ничего и не предстояло. В таком случае ребёнок является только для испытания родителей.

Вопрос: Такого рода существо может ли быть доношено до конца?

Ответ: Да, иногда, но тогда оно не живёт.