Аллан Кардек. Книга духов

Другие цитаты по теме

Чем больше зло, тем отвратительнее оно становится. Эгоизму надо было наделать много зла, чтобы стала понятна необходимость его уничтожения. Когда люди освободятся от эгоизма, властвующего теперь над ними, то заживут, как братья, не делая друг другу зла, а напротив, вследствие взаимного чувства солидарности помогая друг другу; тогда сильный будет опорой, а не угнетателем слабого, и не будет более людей, нуждающихся в необходимом, потому что все будут исполнять на деле закон справедливости. Это царство добра, подготовление которого возложено на духов.

Вопрос: Почему злые так часто имеют в жизни преобладающее влияние над добрыми?

Ответ: Вследствие слабости добрых; злые смелы и пронырливы, добрые робки; когда последние захотят, они одержат верх над первыми.

Вопрос: Тот, кто начал с полезной целью какое-либо важное дело и не успел окончить его из-за смерти, сожалеет ли об этом в другом мире?

Ответ: Нет, потому что он видит, что другим суждено окончить его. Напротив, он старается внушить другим людям желание продолжать это дело. Его целью на земле было благо человечества, та же цель остаётся у него и в мире духов.

Вопрос: Два человека, друг с другом знакомых, могут ли они посетить друг друга во время сна?

Ответ: Да, и много других, полагающих, будто они незнакомы, встречаются друг с другом и разговаривают. У тебя могут быть, хотя ты того и не подозреваешь, друзья в другой стране и части света. Тот факт, что во время сна вы встречаетесь с друзьями, родными, знакомыми, людьми, которые могут быть вам полезны или интересны, настолько обыден, что вы занимаетесь этим почти каждую ночь.

Вопрос: Какова может быть полезность этих ночных визитов, если мы о них не помним?

Ответ: По пробуждении о них обычно остаётся интуитивное знание, и зачастую это и является источником некоторых идей, приходящих внезапно и о происхождении, которых вы не задумываетесь, но каковые суть именно те, что были почерпнуты вами в этих ночных беседах.

Вопрос: Мифология древних целиком основана на спиритических идеях с той лишь разницей, что они рассматривали духов как богов; и они представляют нам этих богов или духов наделёнными особыми правами и обязанностями; так, одни заведовали ветрами, другие — молнией, третьи покровительствовали земледелию и так далее. Лишена ли такая вера основания?

Ответ: Она настолько не лишена основания, что даже ещё не охватывает всей истины целиком.

Вопрос: По этой же причине могут быть и духи, обитающие внутри Земли и направляющие геологические процессы?

Ответ: Эти духи не живут буквально в подземелье, но они направляют и руководят в согласии со своими обязанностями теми вещами и процессами, кои находятся в их ведении. Однажды у вас будет объяснение этих явлений, и тогда вы сможете лучше понять их.

Вопрос: Можно ли как-то связать жестокость с инстинктом разрушения?

Ответ: Это и есть инстинкт разрушения с тем, что только есть в нём самого дурного, ибо если разрушение иногда необходимо, то в жестокости никогда нет необходимости; она всегда следствие порочной природы.

Вопрос: Человек во время новых своих существований может ли стать ниже, чем он был?

Ответ: Относительно общественного положения — да, а как дух — нет.

Вопрос: Душа добродетельного человека может ли в новом воплощении одушевлять тело злодея?

Ответ: Нет, потому что она не может ухудшиться.

Вопрос: Как примирить либеральные мнения некоторых людей с тем деспотизмом, какой они зачастую проявляют в своём быту и со своими подчинёнными?

Ответ: Они понимают естественный закон, но это понимание имеет у них противовесом гордыню и эгоизм. Они понимают то, что должно быть, если только их принципы не являются комедией, разыгрываемой по расчёту, но они им не следуют.

Вопрос: Зачтётся ли им в иной жизни исповедование здесь иных принципов?

Ответ: Чем больше у человека ума, чтоб понять какой-либо принцип, тем менее ему извинительно не применять его к самому себе. Говорю вам истинно, что простой, но искренний человек более продвинулся на пути Божьем, нежели тот, кто желает только слыть, а не быть.

Вопрос: Улучшается ли дух во время своего блуждающего состояния?

Ответ: Он может значительно улучшиться, что зависит всегда от его воли и желания; но только во время телесного существования он претворяет на деле новые идеи, им усвоенные.

Вопрос: Предосудительно ли желать богатства, если желают его ради того, чтобы творить добро?

Ответ: Это желание, без сомнения, похвально, когда оно чисто; но всегда ли желание это на поверку оказывается бескорыстным и не скрывается ли за ним какая-то задняя мысль о собственной выгоде? Ведь самая первая персона, каковую обыкновенно желают облагодетельствовать, не есть ли зачастую мы сами?