Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Как примирить либеральные мнения некоторых людей с тем деспотизмом, какой они зачастую проявляют в своём быту и со своими подчинёнными?

Ответ: Они понимают естественный закон, но это понимание имеет у них противовесом гордыню и эгоизм. Они понимают то, что должно быть, если только их принципы не являются комедией, разыгрываемой по расчёту, но они им не следуют.

Вопрос: Зачтётся ли им в иной жизни исповедование здесь иных принципов?

Ответ: Чем больше у человека ума, чтоб понять какой-либо принцип, тем менее ему извинительно не применять его к самому себе. Говорю вам истинно, что простой, но искренний человек более продвинулся на пути Божьем, нежели тот, кто желает только слыть, а не быть.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Какой из пороков можно рассматривать как коренной?

Ответ: Мы уже много раз говорили, что это эгоизм: отсюда истекает всё зло. Изучите все пороки — и вы увидите, что эгоизм присутствует в глубине каждого из них; вы тщетно будете бороться с ним, и вам не удастся искоренить их, покуда вы не посягнёте на зло в его корне, покуда вы не уничтожите причину. Пусть же все усилия ваши стремятся к этой цели, ибо поистине язва общества здесь. Всякий, желающий ещё в этой жизни приблизиться к нравственному совершенству, должен вырвать из своего сердца всякое эгоистическое чувство, ибо эгоизм несовместим со справедливостью, любовью и милосердием: он нейтрализует все прочие достоинства.

Вопрос: Что думать о мнении людей, рассматривающих сообщения с загробным миром как профанацию?

Ответ: Не может быть профанации, когда есть сосредоточенность и вызывание проводится с должным уважением и соблюдением приличий; лучшим доказательством тому служит то, что любящие вас духи с удовольствием отзываются на ваш зов; им очень приятно, что вы помните о них, и они рады побеседовать с вами. Профанация заключалась бы в том, чтобы заниматься этим легковесно.

Вопрос: Минута воплощения сопровождается ли смятением, подобным тому, какое бывает при разлучении души с телом?

Ответ: Гораздо большим смятением, и в особенности, гораздо более долгим. При смерти дух приобретает свободу, при рождении же теряет её.

Вопрос: Гении и просто умные люди, всегда ли они черпают свои идеи в самих себе?

Ответ: Иногда идеи принадлежат их собственному духу, но часто они бывают внушены им другими духами, считающими их способными понять и достойными передать эти идеи другим. Когда эти люди не находят идей в себе, они взывают к вдохновению; тем самым они, нисколько того не подозревая, совершают вызывание духов.

Вопрос: Духи, заведующие явлениями природы, составляют ли особенный разряд в мире духов; есть ли это какие-либо особенные существа, или же духи, которые воплощались так же, как и мы?

Ответ: Они воплощались и будут ещё воплощаться.

Вопрос: Относятся ли духи эти к высшим или к низшим разрядам иерархии духов?

Ответ: Это зависит от того, в какой степени материально их занятие; одни повелевают, другие — исполняют повеления; те, которые исполняют материальные занятия, относятся всегда к низшим разрядам, как и у людей.

Вопрос: Все ли духи бывают злыми прежде, чем сделаются добрыми?

Ответ: Нет, злы бывают не все, а несведущи — все без исключения.

В пору варварства народам ведомо лишь право сильного. Поэтому война является для них вполне нормальным состоянием. По мере того как человек развивается, она делается всё более редкой, потому что он избегает причин, её вызывающих; и когда она всё-таки оказывается необходимой, он умеет внести в неё человечность.

Вопрос: Предпочитают ли духи воплотиться в тело мужчины или женщины?

Ответ: Это мало интересует духа, это зависит от испытаний, которые ему нужно выдержать.

Один и тот же дух может свободно выбирать и менять полы в своих телесных существованиях, потому что сам он, как дух, не имеет пола, так как духи должны совершенствоваться во всех отношениях, то каждый пол, равно как и каждое общественное положение представляет им особенные испытания и обязанности, а следовательно, и случай приобрести опытность; тот, кто всегда был мужчиной, знал бы только то, что испытывают мужчины.

Вопрос: Есть ли судьба, неизбежность в событиях жизни в том смысле, какой обычно придают этому слову, то есть все ли события предопределены, и что в таком случае остаётся от свободы воли?

Ответ: Судьба заключается лишь в выборе, какой сделал дух, воплощаясь в то или иное тело, потому что он должен будет в зависимости от этого своего выбора выдержать те или иные испытания. Избрав себе испытание, он создаёт себе своего рода новую судьбу, являющуюся следствием того положения, в котором он находится; я говорю об испытаниях физических, ибо что касается испытаний нравственных и искушений, то дух, сохраняющий свободу своей воли по отношению к добру и злу, всегда волен поддаться соблазну или устоять. Какой-либо благой дух, видя, что он слабеет, может прийти к нему на помощь, но не может влиять на него так, чтобы подчинить его волю себе. Злой же, то есть низший дух, показывая ему и всячески перед ним преувеличивая физическую опасность, может вывести его из равновесия и устрашить; но воля воплощённого духа всё равно остаётся свободной ото всяких пут.

Вопрос: Души, которые должны соединиться, предназначены ли к этому с начала своего существования, и имеет ли каждый из нас где-нибудь во Вселенной свою половину, с которой он будет некогда неизбежно соединён?

Ответ: Нет, между двумя душами не бывает особенной, неизбежной связи. Связь существует между всеми духами, но в различной степени, в зависимости от разряда, занимаемого ими, то есть, в зависимости от достигнутого ими совершенства: чем совершеннее они, тем связь их сильнее. От несогласия рождаются все бедствия человечества; от согласия же зависит полное счастье.