Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Минута воплощения сопровождается ли смятением, подобным тому, какое бывает при разлучении души с телом?

Ответ: Гораздо большим смятением, и в особенности, гораздо более долгим. При смерти дух приобретает свободу, при рождении же теряет её.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Почему жизнь часто прекращается в самом раннем возрасте?

Ответ: Непродолжительная жизнь ребёнка может быть для духа, воплощённом в нём, дополнением к существованию, прерванному преждевременно, и смерть его часто есть испытание или искупление для родителей.

Вопрос: Что делается с духом ребёнка, умершего в раннем возрасте?

Ответ: Он начинает новое существование.

Вопрос: Какова цель перевоплощения?

Ответ: Искупление и постепенное улучшение человечества. Без этого где же было бы правосудие?!

Жизнь духа состоит из ряда телесных существований, из коих каждое представляет собой благоприятный случай для его усовершенствования, точно так же, как телесное существование состоит из ряда дней, в продолжении которых он может приобретать опытность и познания. Но, подобно тому как в жизни человека есть дни бесплодные для него, в жизни духа есть также и телесные существования без всякого результата, если он не умел воспользоваться ими.

Вопрос: История говорит нам о множестве народов, которые после постигших их потрясений вновь вернулись в варварство. В чём в таком случае заключается прогресс?

Ответ: Когда твой дом грозит рухнуть, ты ломаешь его, чтобы построить из него более прочный и более удобный; но пока он не построен, не восстановлен, в твоём жилище царят беспорядок и неразбериха. Пойми ещё и то: ты был беден и жил в лачуге, но ты становишься богат и покидаешь её, чтобы жить во дворце. И тогда какой-то бедняк, каким был и ты, занимает твоё место в этой лачуге и ещё очень доволен, ибо прежде у него не было и этого. Так вот! Знай же, что духи, воплощённые теперь в этом выродивщемся народе, не те, что составляли его во времена его расцвета; те, что жили в нём прежде и были продвинуты, удалились в обиталища более совершенные и прогрессировали дальше, тогда как прочие, менее продвинутые, заняли их место, которое и они в свою очередь покинут.

Вопрос: Человек во время новых своих существований может ли стать ниже, чем он был?

Ответ: Относительно общественного положения — да, а как дух — нет.

Вопрос: Душа добродетельного человека может ли в новом воплощении одушевлять тело злодея?

Ответ: Нет, потому что она не может ухудшиться.

Вопрос: Догма воскресения тела, является ли она своеобразным выражением догмы перевоплощения, преподанной духами?

Ответ: Как бы оно могло быть иначе?! С этими словами происходит то же, что и со множеством прочих, они кажутся неразумными в глазах некоторых людей лишь потому, что их берутся понимать буквально, что и ведёт к безверию. Но дайте им разумное толкование, и те, кого вы зовёте вольнодумцами, без труда примут их именно потому, что они размышляют; ибо, не заблуждайтесь на их счёт, сии вольные мыслители также стремятся лишь к вере. У них, как и у других, а может и больше, чем у других, жажда грядущего, но они не могут принять того, что отвергнуто наукой. Учение о множественности существований согласуется со справедливостью Божьей. Лишь оно одно может объяснить то, что без него необъяснимо. И как бы вы хотели, чтобы принцип этого не был заложен в самой религии?!

Вопрос: Может ли тело существовать без души?

Ответ: Да, а между тем, как тело перестаёт жить душа оставляет его. Прежде рождения нет окончательного соединения души с телом; между тем как после этого соединения смерть тела разрушает связь его с душой, и душа оставляет его.

Вопрос: Каким могло бы быть положение, в котором человек чувствовал себя вполне свободным?

Ответ: Отшельник в пустыне. Как только два человека оказываются вместе, являются и права, которые надо уважать; следовательно, абсолютной свободы нет.

Вопрос: Так как духи не могут улучшаться иначе, как претерпевая превратности телесного существования, то не следует ли из этого, что материальная жизнь есть некоторого рода испытание или чистилище, через которое должны пройти существа духовного мира, чтобы достигнуть совершенства?

Ответ: Да, это так. Они улучшаются в этих испытаниях, избегая зла и упражняясь в добродетели. Но только после многих воплощений, по истечении более или менее продолжительного времени, в зависимости от их усилий, они достигают цели совершенства, к которой стремятся.

Вопрос: Есть ли в мире положения, в которых человек мог бы пользоваться полнейшей свободой?

Ответ: Нет, потому что вы все нуждаетесь друг в друге, как малые так и большие.