Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Есть ли судьба, неизбежность в событиях жизни в том смысле, какой обычно придают этому слову, то есть все ли события предопределены, и что в таком случае остаётся от свободы воли?

Ответ: Судьба заключается лишь в выборе, какой сделал дух, воплощаясь в то или иное тело, потому что он должен будет в зависимости от этого своего выбора выдержать те или иные испытания. Избрав себе испытание, он создаёт себе своего рода новую судьбу, являющуюся следствием того положения, в котором он находится; я говорю об испытаниях физических, ибо что касается испытаний нравственных и искушений, то дух, сохраняющий свободу своей воли по отношению к добру и злу, всегда волен поддаться соблазну или устоять. Какой-либо благой дух, видя, что он слабеет, может прийти к нему на помощь, но не может влиять на него так, чтобы подчинить его волю себе. Злой же, то есть низший дух, показывая ему и всячески перед ним преувеличивая физическую опасность, может вывести его из равновесия и устрашить; но воля воплощённого духа всё равно остаётся свободной ото всяких пут.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Духи, направляющие события жизни, могут ли они встретить противодействие со стороны тех духов, что желают противоположного?

Ответ: То, чего желает Бог, то должно случиться; если происходит задержка или возникла помеха, то это по Его же воле.

Ты сам выбрал себе испытание. Чем более оно трудно, чем лучше ты его выдерживаешь, тем больше ты возвышаешься. Те, кто проводят свою жизнь в изобилии и человеческом счастье, суть духи трусливые, застывшие в своём развитии. Таким образом, число несчастных в этом мире значительно превосходит число счастливых, ведь духи в большинстве своём ищут испытаний, которые были бы для них плодотворнее. Они слишком хорошо видят пустоту ваших почестей и наслаждений. Впрочем, жизнь действительно самая счастливая всегда в движении, всегда в напряжении, а не просто в отсутствии боли.

Вопрос: Каков может быть характер миссии завоевателя, имеющего целью лишь удовлетворение своего честолюбия, не отступающего ради достижения этой цели ни перед какими бедствиями, которые она влечёт за собой?

Ответ: Чаще всего он лишь орудие, которым Бог пользуется ради исполнения Своих замыслов, и бедствия эти нередко просто средство, чтобы ускорить продвижение того или иного народа.

Вопрос: Тот, кто является орудием этих преходящих бедствий, чужд ведь благу, которое может из них выйти, ибо он ставил перед собой лишь некоторую личную цель. Так зачтётся ли ему это невольное благо?

Ответ: Каждому воздаётся по делам его, по тому благу, которое он хотел сделать, и благородству его устремлений.

Вопрос: В минуту смерти душа не приходит ли иногда в состояние экстаза, в котором она могла бы предвидеть мир, ожидающий её по разлучении с телом?

Ответ: Часто душа чувствует, как разрываются узы, связывающие её с телом, тогда она делает всевозможные усилия расторгнуть их совершенно. Ещё полуосвобождённая от материи она видит уже открывающуюся перед ней будущность и преждевременно наслаждается состоянием духа.

Вопрос: Поскольку люди равны пред законом Божьим, то должны ли они быть также равны и перед законом человеческим?

Ответ: Это первое основание справедливости: «Не делайте другим того, чего бы вы не желали самим себе».

Вопрос: В согласии с этим выходит, что всякое законодательство, чтобы быть совершенно справедливым, должно освятить равенство в правах между мужчиной и женщиной?

Ответ: В правах — да; в обязанностях — нет. Нужно, чтобы каждый занимался своим делом; пусть мужчина занимается внешней стороной, женщина же внутренней, каждый согласно своей склонности. Человеческий закон, чтобы быть справедливым, должен освятить равенство прав между мужчиной и женщиной; всякое преимущество, оказываемое одному перед другим, противно справедливости. Освобождение женщины следует за прогрессом цивилизации; её порабощение идёт об руку с варварством. Полы, однако, существуют лишь в силу физической организации; поскольку духи могут принимать тот пол или иной, то между ними нет никакого различия в этом отношении, и, следовательно, они должны пользоваться теми же правами.

Вопрос: Воплощается ли душа непосредственно сразу после своего отделения от тела?

Ответ: Иногда сразу же, но чаще всего после временных промежутков более или менее длительных. В мирах высших перевоплощение совершается почти всегда незамедлительно. Так как материя тела в них менее груба, нежели здесь, у вас, то воплощённый дух пользуется там почти всеми способностями духа; его нормальное состояние сходно с состоянием ваших ясновидящих сомнамбул.

Вопрос: Отчего страждущие классы в обществе более многочисленны, нежели счастливые?

Ответ: На самом деле ни один из них не является вполне счастливым, и то, что считают счастьем, чаще всего таит в себе острые страдание. Страдание повсюду. Всё же, чтобы ответить на твою мысль, я скажу, что классы, которые ты называешь страждущими, более многочисленны оттого, что планета ваша есть место искупления. Когда человек превратит её в место, где царит добро и живут благие духи, тогда на ней не будет больше несчастных и она станет для человека земным раем.

Привязанность духа к какому-то определённому месту, клочку земли — признак нравственной неполноценности. Чем одна пядь земли лучше другой для высокого духа?! Разве не знает он, что душа его будет соединена с теми, кого он любит, даже если кости их и окажутся разделёнными?!

Вопрос: Какова может быть заслуга такого существования для идиотов или кретинов, которые не могут творить ни добра, ни зла и не могут развиваться?

Ответ: Это искупление, наложенное на них за злоупотребление некоторыми способностями; это время остановки движения.

Вопрос: Таким образом, тело идиота может заключать в себе дух, который в предыдущем существовании одушевлял гения?

Ответ: Да, гений порою становится бедствием, когда им злоупотребляют.

Причины, привлекающие духов к целым народам, — это нравы, обычаи, господствующий характер и в особенности законы, потому что характер народа отражается в его законах.