обязанности

Вопрос: Поскольку человек может строить себе иллюзии насчёт протяжённости своих прав, то что может дать ему понять их предел?

Ответ: Это будет тот предел прав, который он признает за своим ближним по отношению к себе в тех же обстоятельствах и на взаимных началах.

Вопрос: Но если каждый приписывает себе права ближнего, то что становится с подчинением начальству? Разве это не анархия на всех уровнях?

Ответ: Естественные права одни для всех людей, от самого малого до самого великого. Господь не создал одних из них из более чистой пыли, чем других; и все равны пред Ним. Права эти вечны. Те же, что установлены человеком, погибают вместе с его институтами. В остальном каждый вполне чувствует свою силу или слабость и всегда будет питать почтительность к тому, кто достоин её своей добродетелью или мудростью. Очень важно указать на это, чтобы те, кто почитают себя начальниками над другими, знали свои обязанности с тем, чтобы заслужить себе эту почтительность. Субординация не понесёт ущерба, когда власть будет передана мудрости.

— Добавленные мне обязанности помогут мне стать лучше.

— Это работает иначе.

— Представим, что ты стала бы королевой Англии, думаешь, ты не вжилась бы в роль?

— Ты говоришь о манерах.

— Измени манеры и изменится характер. Когда мне было семнадцать, я страстно желал свою кузину, которая была обещана другому. Нам не разрешали встречаться, но желания во мне были не заглушимы и я пошел к ней. Когда узнал мой отец, он приложил меня раскаленным железом. Перестал ли я из-за боли хотеть ее? Конечно, нет. Но я перестал видеться с ней и потом желание угасло. Измени привычки — изменится и характер.

Вопрос: Не ставит ли женщину её физическая слабость естественным образом в зависимость от мужчины?

Ответ: Бог дал одним силу, чтобы они защищали слабого, а не угнетали его.

Бог привёл устроение каждого существа в соответствие с обязанностями, каковые оно должно исполнять. Женщине он дал меньшую физическую силу, но в то же время Он наделил её большей чувствительностью, что связано с деликатностью материнских обязанностей и слабостью существ, вверенных её попечению.

Вопрос: Поскольку люди равны пред законом Божьим, то должны ли они быть также равны и перед законом человеческим?

Ответ: Это первое основание справедливости: «Не делайте другим того, чего бы вы не желали самим себе».

Вопрос: В согласии с этим выходит, что всякое законодательство, чтобы быть совершенно справедливым, должно освятить равенство в правах между мужчиной и женщиной?

Ответ: В правах — да; в обязанностях — нет. Нужно, чтобы каждый занимался своим делом; пусть мужчина занимается внешней стороной, женщина же внутренней, каждый согласно своей склонности. Человеческий закон, чтобы быть справедливым, должен освятить равенство прав между мужчиной и женщиной; всякое преимущество, оказываемое одному перед другим, противно справедливости. Освобождение женщины следует за прогрессом цивилизации; её порабощение идёт об руку с варварством. Полы, однако, существуют лишь в силу физической организации; поскольку духи могут принимать тот пол или иной, то между ними нет никакого различия в этом отношении, и, следовательно, они должны пользоваться теми же правами.

Я думал, что я буду веселиться на этой должности, как веселился, бывало, в детстве, смотря на ярмарочных клоунов. Но, увы, я вижу, что самый закоренелый жулик всё же слишком честен для роли министра. Я внезапно почувствовал себя обязанным. На мои плечи навалился такой груз, который пригнул меня к земле. Я в первый раз узнал чувство ответственности не за себя, а за других, за чье-то достоинство, честь, свободу. За целый народ.

Человек, выполняющий обезличенные обязанности, делающий обезличенный, почти не имеющий смысла и пользы труд, сам становится безликим, этаким истуканом, давно и незамысловато кем-то вылепленным, и жизнь его превращается в серую пылинку, вращающуюся в таком же сером, густом облаке пыли.

Представляете, звонят из школы: «А что ваш сын так плохо учится? Вы что, дома совсем не занимаетесь, что ли?!» Тот же самый вопрос к вам. Вы — школа, нет? Вы что там, совсем не занимаетесь? Вы — школа, я — дом.

Каждый имеет определённые обязанности и должен их выполнять.

Помощь, как принято считать, не является благотворительным делом, которое достойно похвалы. Это то, что каждый должен делать.