Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: В минуту смерти душа не приходит ли иногда в состояние экстаза, в котором она могла бы предвидеть мир, ожидающий её по разлучении с телом?

Ответ: Часто душа чувствует, как разрываются узы, связывающие её с телом, тогда она делает всевозможные усилия расторгнуть их совершенно. Ещё полуосвобождённая от материи она видит уже открывающуюся перед ней будущность и преждевременно наслаждается состоянием духа.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Может ли тело существовать без души?

Ответ: Да, а между тем, как тело перестаёт жить душа оставляет его. Прежде рождения нет окончательного соединения души с телом; между тем как после этого соединения смерть тела разрушает связь его с душой, и душа оставляет его.

Вопрос: Какую пользу духу может принести воплощение в теле, которое умирает несколько дней после рождения?

Ответ: Сознание своего существования недостаточно развито ещё в этом существе; смерть не имеет для него особого значения; это служит, как мы уже говорили, испытанием для родителей.

Вопрос: Минута воплощения сопровождается ли смятением, подобным тому, какое бывает при разлучении души с телом?

Ответ: Гораздо большим смятением, и в особенности, гораздо более долгим. При смерти дух приобретает свободу, при рождении же теряет её.

Вопрос: Почему жизнь часто прекращается в самом раннем возрасте?

Ответ: Непродолжительная жизнь ребёнка может быть для духа, воплощённом в нём, дополнением к существованию, прерванному преждевременно, и смерть его часто есть испытание или искупление для родителей.

Вопрос: Что делается с духом ребёнка, умершего в раннем возрасте?

Ответ: Он начинает новое существование.

Вопрос: Воплощённый дух в те мгновения, когда он высвободился из материи и действует как дух, знает ли он о времени своей смерти?

Ответ: Часто он его предчувствует; иногда очень ясно сознаёт его, и именно это в состоянии бдения сообщает ему наитивное знание о нём; некоторые люди иногда предвидят свою смерть с большой точностью.

Вопрос: Чем вызвано то, что те, кто предчувствуют свою смерть, обыкновенно страшатся её меньше остальных?

Ответ: Смерти страшится человек, но не дух; тот, кто предчувствует её, думает скорее как дух, чем как человек; он понимает, что она несёт ему освобождение, и он ждёт.

Вопрос: Мифология древних целиком основана на спиритических идеях с той лишь разницей, что они рассматривали духов как богов; и они представляют нам этих богов или духов наделёнными особыми правами и обязанностями; так, одни заведовали ветрами, другие — молнией, третьи покровительствовали земледелию и так далее. Лишена ли такая вера основания?

Ответ: Она настолько не лишена основания, что даже ещё не охватывает всей истины целиком.

Вопрос: По этой же причине могут быть и духи, обитающие внутри Земли и направляющие геологические процессы?

Ответ: Эти духи не живут буквально в подземелье, но они направляют и руководят в согласии со своими обязанностями теми вещами и процессами, кои находятся в их ведении. Однажды у вас будет объяснение этих явлений, и тогда вы сможете лучше понять их.

Вопрос: Можно ли как-то связать жестокость с инстинктом разрушения?

Ответ: Это и есть инстинкт разрушения с тем, что только есть в нём самого дурного, ибо если разрушение иногда необходимо, то в жестокости никогда нет необходимости; она всегда следствие порочной природы.

Вопрос: Находит ли дух тотчас после своей смерти тех, которых он знал на земле и которые умерли прежде него?

Ответ: Да, в зависимости от чувств, которые связывали их. Часто они встречают его при его вступлении в мир духов и помогают ему освободиться от уз материи. Он находит иногда тех, которых потерял из виду во время пребывания своего на земле; видит одних в блуждающем состоянии, других в воплощённом, и посещает их.

Вопрос: Как примирить либеральные мнения некоторых людей с тем деспотизмом, какой они зачастую проявляют в своём быту и со своими подчинёнными?

Ответ: Они понимают естественный закон, но это понимание имеет у них противовесом гордыню и эгоизм. Они понимают то, что должно быть, если только их принципы не являются комедией, разыгрываемой по расчёту, но они им не следуют.

Вопрос: Зачтётся ли им в иной жизни исповедование здесь иных принципов?

Ответ: Чем больше у человека ума, чтоб понять какой-либо принцип, тем менее ему извинительно не применять его к самому себе. Говорю вам истинно, что простой, но искренний человек более продвинулся на пути Божьем, нежели тот, кто желает только слыть, а не быть.