Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Чем вызвано то, что те, кто предчувствуют свою смерть, обыкновенно страшатся её меньше остальных?

Ответ: Смерти страшится человек, но не дух; тот, кто предчувствует её, думает скорее как дух, чем как человек; он понимает, что она несёт ему освобождение, и он ждёт.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Может ли тело существовать без души?

Ответ: Да, а между тем, как тело перестаёт жить душа оставляет его. Прежде рождения нет окончательного соединения души с телом; между тем как после этого соединения смерть тела разрушает связь его с душой, и душа оставляет его.

Вопрос: Тот, кто начал с полезной целью какое-либо важное дело и не успел окончить его из-за смерти, сожалеет ли об этом в другом мире?

Ответ: Нет, потому что он видит, что другим суждено окончить его. Напротив, он старается внушить другим людям желание продолжать это дело. Его целью на земле было благо человечества, та же цель остаётся у него и в мире духов.

Вопрос: В минуту смерти душа не приходит ли иногда в состояние экстаза, в котором она могла бы предвидеть мир, ожидающий её по разлучении с телом?

Ответ: Часто душа чувствует, как разрываются узы, связывающие её с телом, тогда она делает всевозможные усилия расторгнуть их совершенно. Ещё полуосвобождённая от материи она видит уже открывающуюся перед ней будущность и преждевременно наслаждается состоянием духа.

Вопрос: Какую пользу духу может принести воплощение в теле, которое умирает несколько дней после рождения?

Ответ: Сознание своего существования недостаточно развито ещё в этом существе; смерть не имеет для него особого значения; это служит, как мы уже говорили, испытанием для родителей.

Вопрос: Во сне часто видят вещи, кажущиеся предчувствиями, но которые не исполняются впоследствии. Отчего это происходит?

Ответ: Они могут исполниться для духа, если не для тела. Дух видит то, чего желает видеть, потому что он это встретит. Не следует забывать, что во время сна душа остаётся более или менее под влиянием материи и что, следовательно, не освобождается полностью от земных понятий; поэтому заботы вчерашнего дня могут придать сновидению вид того, чего сильно желают или чего боятся; вот что может быть названо действием воображения. Когда бывают заняты какой-нибудь мыслью, то с ней связывают всё, что видят во сне.

Вопрос: Почему жизнь часто прекращается в самом раннем возрасте?

Ответ: Непродолжительная жизнь ребёнка может быть для духа, воплощённом в нём, дополнением к существованию, прерванному преждевременно, и смерть его часто есть испытание или искупление для родителей.

Вопрос: Что делается с духом ребёнка, умершего в раннем возрасте?

Ответ: Он начинает новое существование.

Вопрос: Минута воплощения сопровождается ли смятением, подобным тому, какое бывает при разлучении души с телом?

Ответ: Гораздо большим смятением, и в особенности, гораздо более долгим. При смерти дух приобретает свободу, при рождении же теряет её.

Вопрос: Какова может быть заслуга такого существования для идиотов или кретинов, которые не могут творить ни добра, ни зла и не могут развиваться?

Ответ: Это искупление, наложенное на них за злоупотребление некоторыми способностями; это время остановки движения.

Вопрос: Таким образом, тело идиота может заключать в себе дух, который в предыдущем существовании одушевлял гения?

Ответ: Да, гений порою становится бедствием, когда им злоупотребляют.

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг — он дышит,

Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»

До седьмого доходят неба...

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон — смерть.

И стоит везде на часах

И уйти не пускает страх.

Презреть, что ты смертен — значит познать начало ужаса; познать же неизбежность смерти — значит положить конец ужасу.