Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Духи, заведующие явлениями природы, составляют ли особенный разряд в мире духов; есть ли это какие-либо особенные существа, или же духи, которые воплощались так же, как и мы?

Ответ: Они воплощались и будут ещё воплощаться.

Вопрос: Относятся ли духи эти к высшим или к низшим разрядам иерархии духов?

Ответ: Это зависит от того, в какой степени материально их занятие; одни повелевают, другие — исполняют повеления; те, которые исполняют материальные занятия, относятся всегда к низшим разрядам, как и у людей.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Так как есть различные разряды духов, то существует ли между ними иерархия власти, и подчиняются ли низшие духи высшим?

Ответ: Да, духи имеют власть одни над другими, соответствующую их превосходству, которая обнаруживается непреодолимым нравственным влиянием.

Вопрос: Низшие духи могут ли уклоняться от повиновения высшим?

Ответ: Я сказал: влияние их непреодолимо.

Вопрос: Что думать о мнении людей, рассматривающих сообщения с загробным миром как профанацию?

Ответ: Не может быть профанации, когда есть сосредоточенность и вызывание проводится с должным уважением и соблюдением приличий; лучшим доказательством тому служит то, что любящие вас духи с удовольствием отзываются на ваш зов; им очень приятно, что вы помните о них, и они рады побеседовать с вами. Профанация заключалась бы в том, чтобы заниматься этим легковесно.

Вопрос: Все ли духи имеют доступ одни к другим?

Ответ: Духи высшие бывают везде, и это необходимо для того, чтобы они могли иметь влияние на низших; но места, обитаемые высшими духами, недоступны для духов несовершенных, чтобы они не могли нарушать там спокойствия своими низкими страстями.

Вопрос: Что думают о нас духи, окружающие нас и на нас смотрящие?

Ответ: Всякое бывает. Озорным духам весело, когда они устраивают вам мелкие проделки, в особенности если вы теряете из-за этого терпение. Духи же серьёзные жалеют вас в ваших невзгодах и стараются помочь вам.

Вопрос: Поскольку человек может строить себе иллюзии насчёт протяжённости своих прав, то что может дать ему понять их предел?

Ответ: Это будет тот предел прав, который он признает за своим ближним по отношению к себе в тех же обстоятельствах и на взаимных началах.

Вопрос: Но если каждый приписывает себе права ближнего, то что становится с подчинением начальству? Разве это не анархия на всех уровнях?

Ответ: Естественные права одни для всех людей, от самого малого до самого великого. Господь не создал одних из них из более чистой пыли, чем других; и все равны пред Ним. Права эти вечны. Те же, что установлены человеком, погибают вместе с его институтами. В остальном каждый вполне чувствует свою силу или слабость и всегда будет питать почтительность к тому, кто достоин её своей добродетелью или мудростью. Очень важно указать на это, чтобы те, кто почитают себя начальниками над другими, знали свои обязанности с тем, чтобы заслужить себе эту почтительность. Субординация не понесёт ущерба, когда власть будет передана мудрости.

Вопрос: Духи-покровители, принимающие имена известных нам лиц, всегда ли принадлежат тем лицам, которые носили эти имена?

Ответ: Нет, это бывают духи, им симпатизирующие и являющиеся часто по их просьбе. Вам нужны имена, а потому они принимают на себя такие, которые внушили бы вам доверие. Когда вы не можете исполнить сами какого-нибудь дела, то посылаете за себя другого, который действует от вашего имени.

Вопрос: Влияют ли духи на наши мысли и действия?

Ответ: В этом отношении влияние их более велико, чем вы полагаете, ибо часто именно они направляют вас.

Вопрос: Некоторые духи могут ли содействовать развитию искусств, помогая тем, кто занимается ими?

Ответ: Есть духи, исключительно покровительствующие какой-либо отдельной способности человека; они помогают тому, кто призывает их, если считают его достойным; но что же им делать с теми, которые не понимают настоящего своего призвания?! Не могут же они дать зрение слепому и слух — глухому.

Мы неправильно воображаем, что действие духов должно проявляться непременно посредством необыкновенных явлений Но так как этого не бывает, то вмешательство их незаметно для нас, и всё, что совершается при их содействии, кажется нам естественным, так, например, два человека могут встретиться по внушению духов, а между тем, встреча эта будет казаться случайной; они могли внушить человеку мысль пройти по такому-то месту; могут обратить его внимание на такой-то предмет, если это поможет привести к желаемому результату.

Вопрос: Собрание людей, как, например, общества, города и народы, имеют ли своих особенных духов-покровителей?

Ответ: Да, потому что каждое собрание людей составляет как бы одно собирательное лицо, идущее к общей цели и имеющее надобность в высшем руководстве.