Аллан Кардек. Книга духов

Другие цитаты по теме

Вопрос: Есть люди, делающие добро непроизвольно, им не нужно побеждать в себе какое-либо противоположное чувство. Столько же ли достоинства в их добродетели, как и у тех, которые должны бороться со своим характером и его преодолевать?

Ответ: Если кто-то не должен бороться с самим собой, то это значит лишь, что в нём прогресс уже совершился: он боролся прежде и победил; поэтому-то благие чувства не стоят ему никаких усилий, и его действия представляются ему вполне простыми и естественными: творить добро для него стало делом привычным. Его, таким образом, следует чтить, как чтут старых воинов, заслуживших себе славу, награды и чин. Так как вы ещё далеки от совершенства, то эти примеры поражают Вас своей яркостью, и вы тем больше восхищаетесь ими, чем более они у вас редки; но знайте, что в мирах, развитых более вашего, является правилом то, что здесь кажется исключительным. Чувство добра распространено там повсеместно, ибо миры те населены единственно духами благими, и одно-единственное злое намеренье было бы там чудовищным исключением. Вот почему люди там счастливы; то же будет и на Земле, когда человечество преобразится, когда оно должным образом поймёт и оценит милосердие в подлинном смысле этого слова.

Вопрос: В минуту воплощения духа сопровождают ли его другие, симпатизирующие духи, подобно тому, как они встречают его при возвращении в мир духов?

Ответ: Это зависит от сферы, в какой находится дух. Если он принадлежит сфере, где господствует любовь, то духи, любящие его, сопровождают его до последней минуты, ободряют его и часто следуют за ним в телесную жизнь.

Вопрос: Два человека, друг с другом знакомых, могут ли они посетить друг друга во время сна?

Ответ: Да, и много других, полагающих, будто они незнакомы, встречаются друг с другом и разговаривают. У тебя могут быть, хотя ты того и не подозреваешь, друзья в другой стране и части света. Тот факт, что во время сна вы встречаетесь с друзьями, родными, знакомыми, людьми, которые могут быть вам полезны или интересны, настолько обыден, что вы занимаетесь этим почти каждую ночь.

Вопрос: Какова может быть полезность этих ночных визитов, если мы о них не помним?

Ответ: По пробуждении о них обычно остаётся интуитивное знание, и зачастую это и является источником некоторых идей, приходящих внезапно и о происхождении, которых вы не задумываетесь, но каковые суть именно те, что были почерпнуты вами в этих ночных беседах.

Вопрос: Два взаимно симпатизирующие духа служат ли дополнением один дух другому, или же симпатия эта есть результат их совершенного тождества?

Ответ: Симпатия, привлекающая одного духа к другому, есть результат совершенного согласования их склонностей; если бы один служил дополнением другому, то каждый из них терял бы свою индивидуальность.

Вопрос: Тождество, необходимое для полной симпатии духов, выражается ли только в сходстве мыслей и чувств, или ещё и в однаковости приобретённых знаний?

Ответ: В одинаковости степени развития.

Вопрос: Два духа, совершенно симпатизирующих друг другу, соединившись однажды, остаются ли соединёнными на целую вечность или же могут расстаться и соединиться с другими духами?

Ответ: Все духи соединены между собой; я говорю это о достигших совершенства. В низших же сферах, когда дух продвигается вперёд, то не имеет уже прежней симпатии к тем, которые остались на низшей степени развития.

Вопрос: Сохраняют ли духов после смерти любовь к отечеству?

Ответ: И это основано на том же начале: для высоких духов отечество есть Вселенная; на Земле же отечество для них там, где они находят больше людей, которым они симпатизируют.

Вопрос: Духи, о которых забыли и могилы которых никто не навещает, приходят ли они туда, несмотря на это, и испытывают ли они сожаление от того, что никто их не вспомнил?

Ответ: Какое значение могут иметь для них земные дела?! Их влечёт к вам лишь сердечная привязанность. И если любви нет, то нет более ничего, что бы у вас могло привязать к себе духа: вся Вселенная — его.

Причины, привлекающие духов к целым народам, — это нравы, обычаи, господствующий характер и в особенности законы, потому что характер народа отражается в его законах.

Встречаясь, мы говорили часами. О чем угодно. И никогда не уставали друг от друга — нам все было мало. Какие только мы темы ни обсуждали — книги, мир, природу, слова... В наших встречах-разговорах было столько тепла и духовной близости, сколько и не снилось иным любовникам.

Вопрос: Как произошло то, что некоторые духи, в языке своём обнаруживающие собственное превосходство, очень серьёзным людям по поводу ада и чистилища ответили в согласии с обывательским о них понятием?

Ответ: Они говорят на языке, понятном тем, кто их спрашивает. Если эти люди слишком напичканы некоторыми идеями, духи не хотят слишком резко задевать их, чтобы не оскорбить их убеждений. Если бы какой-то дух без всяких ораторских предосторожностей сказал мусульманину что Магомет никакой не пророк, то он встретил бы весьма плохой приём.