Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Два взаимно симпатизирующие духа служат ли дополнением один дух другому, или же симпатия эта есть результат их совершенного тождества?

Ответ: Симпатия, привлекающая одного духа к другому, есть результат совершенного согласования их склонностей; если бы один служил дополнением другому, то каждый из них терял бы свою индивидуальность.

Вопрос: Тождество, необходимое для полной симпатии духов, выражается ли только в сходстве мыслей и чувств, или ещё и в однаковости приобретённых знаний?

Ответ: В одинаковости степени развития.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Сохраняют ли духов после смерти любовь к отечеству?

Ответ: И это основано на том же начале: для высоких духов отечество есть Вселенная; на Земле же отечество для них там, где они находят больше людей, которым они симпатизируют.

Вопрос: Духи, о которых забыли и могилы которых никто не навещает, приходят ли они туда, несмотря на это, и испытывают ли они сожаление от того, что никто их не вспомнил?

Ответ: Какое значение могут иметь для них земные дела?! Их влечёт к вам лишь сердечная привязанность. И если любви нет, то нет более ничего, что бы у вас могло привязать к себе духа: вся Вселенная — его.

Вопрос: Души, которые должны соединиться, предназначены ли к этому с начала своего существования, и имеет ли каждый из нас где-нибудь во Вселенной свою половину, с которой он будет некогда неизбежно соединён?

Ответ: Нет, между двумя душами не бывает особенной, неизбежной связи. Связь существует между всеми духами, но в различной степени, в зависимости от разряда, занимаемого ими, то есть, в зависимости от достигнутого ими совершенства: чем совершеннее они, тем связь их сильнее. От несогласия рождаются все бедствия человечества; от согласия же зависит полное счастье.

Вопрос: Всегда ли симпатия в основе своей имеет предшествующее знакомство?

Ответ: Нет, два духа, друг другу подходящих, естественным образом ищут один другого вне зависимости от того, были ли они знакомы друг с другом прежде как люди.

Вопрос: Есть люди, которые из того факта, что животные в конце концов оставляют своих детёнышей, делают вывод, будто у человека семейные узы суть не более чем результат общественных нравов, а не закона природы. Что мы должны об этом думать?

Ответ: У человека иная судьба, чем у животных. К чему, стало быть, всё время желать уподобить его им?! У него, помимо физических потребностей, есть ещё иное свойство: это необходимость прогресса. Для прогресса необходимы общественные связи, а семейные узы укрепляют эти связи. Вот почему для человека семейные узы — закон природы. Бог пожелал, чтобы люди научились в них братской любви друг к другу.

Вопрос: Бывают ли духи различных полов?

Ответ: В том смысле, как вы это понимаете, нет, потому что пол зависит от телесного организма. Между духами существует любовь и симпатия, но основанная лишь на сходстве склонностей.

Вопрос: В минуту воплощения духа сопровождают ли его другие, симпатизирующие духи, подобно тому, как они встречают его при возвращении в мир духов?

Ответ: Это зависит от сферы, в какой находится дух. Если он принадлежит сфере, где господствует любовь, то духи, любящие его, сопровождают его до последней минуты, ободряют его и часто следуют за ним в телесную жизнь.

Человек всегда находит симпатизирующих ему духов, каков бы ни был его характер.

Люди в большинстве своём до того нам безразличны, что когда мы наделяем кого-нибудь из них способностью огорчать и радовать нас, то это существо представляется нам вышедшим из другого мира, мы поэтизируем его, оно преображает нашу жизнь в захватывающий дух простор, где оно оказывается на более или менее близком от нас расстоянии.

Вопрос: Поскольку человек может строить себе иллюзии насчёт протяжённости своих прав, то что может дать ему понять их предел?

Ответ: Это будет тот предел прав, который он признает за своим ближним по отношению к себе в тех же обстоятельствах и на взаимных началах.

Вопрос: Но если каждый приписывает себе права ближнего, то что становится с подчинением начальству? Разве это не анархия на всех уровнях?

Ответ: Естественные права одни для всех людей, от самого малого до самого великого. Господь не создал одних из них из более чистой пыли, чем других; и все равны пред Ним. Права эти вечны. Те же, что установлены человеком, погибают вместе с его институтами. В остальном каждый вполне чувствует свою силу или слабость и всегда будет питать почтительность к тому, кто достоин её своей добродетелью или мудростью. Очень важно указать на это, чтобы те, кто почитают себя начальниками над другими, знали свои обязанности с тем, чтобы заслужить себе эту почтительность. Субординация не понесёт ущерба, когда власть будет передана мудрости.