Роберт Рождественский

Другие цитаты по теме

Эта «антропологическая катастрофа» еще не осмыслена. Советская система была огромным воспитательным лагерем. Хотели создать «нового человека». И в школе, и в детском саду происходила жесткая индоктринация.

Человек назывался «сознательным», только если он готов исполнять все, что ему велят сверху – и не слишком размышлять об этом. Но такой «новый человек» лишен возможности думать о чем-нибудь сложном и глубоком.

Одна из самых страшных примет этого человека – недоверие. Вот тут огромный контраст между тем, что мы видим в Европе, и здесь. У нас всегда ищут каких-то скрытых мотивов, слушают не прямые слова, а подтекст (что он имеет в виду?), все время что-то подозревают. А доверчивый человек, который принимает то, что ему говорят, за чистую монету, он в этой системе – как бы глупец.

И пост-тоталитарные годы, пожалуй, еще усилили эту стихию недоверия друг к другу и вообще ко всему. Про какие можно говорить авторитеты, когда все поставлено под подозрение? Человека слишком долго учили не доверять – это даром не проходит. При таком недоверии не может возникнуть общества. Потому что общество – это взаимодействие людей, которые друг другу доверяют.

И вот теперь мы видим, что власть продолжает играть в старую игру, а новому поколению этого уже не нужно. Они не хотят, чтобы с ними темнили, и сами не хотят темнить.

достали меня поэты:

кричат и про то, и про это,

кто-то бухает, торчит,

другие же — деньги считают,

и в старости подыхают.

а я хочу просто жить.

Восстановите гимн, и страна скажет: «Не надо зарплаты!»

— Хюррем моя! Веселье, радость, вечный праздник! Мой ясный месяц! Мой свет во тьме! Моё сияющее солнце! Моя горящая свеча! Мой померанец милый! Нежный и душистый! Владычица души моей! Ты мой наставник, друг! Ты госпожа! Властительница! Центр мироздания! Я раб твой и навеки им останусь!

— Ты для меня это написал? У тебя дар большого поэта!

— Важно не «кто написал», а тот, кто меня вдохновил!

Ну разумеется, Советский Союз был религиозным государством. Ни одного случайного символа. И даже пентаграмма, ну ребенку понятно, что это не просто так она пришла. И эти два символа серп и молот. Пятнадцать золотых дев за решеткой. Я почти, кстати, уверен, что эти девы были девственницами, пока в '91 году их не обесчестили.

Когда я не думаю о сочинении стихов, и думаю о чем-то живом и ярком, и потом я замечаю это, я ловлю себя, думая об этом, и я думаю: «Ах!» И это оставляет мои сочинения чистыми, беспримесными...

Наша бабка горько плачет:

— Где мой козлик? Где он скачет? -

В лес умчался твой рогач.

А живут в лесном поселке

Живодеры, злые волки,

И напали на него

Ни с того и ни с сего.

Повалили козю на пол,

Оторвали козе лапы.

Сгрызли спинку, шейку, грудь -

Козю нам уж не вернуть.

Тащит бабка по дорожке

Козьи ножки, козьи рожки...

— Ни за что я их не брошу,

Потому что он хороший.

Так тихо, что музыку надо, как чьё-то лицо, вспоминать.

Так тихо, что даже тишайшие мысли далёко слышны.

Так тихо, что хочется заново жизнь начинать.

Так тихо...

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа.

Может я забыла гордость, как хочу я слышать голос, долгожданный голос твой.