Аллан Кардек. Книга духов

Другие цитаты по теме

Вопрос: Так как телесная жизнь есть лишь временное пребывание наше, и главной заботой нашей должно быть будущее, то полезно ли стараться приобретать научные познания, касающиеся лишь предметов и нужд материальных?

Ответ: Без сомнения; прежде всего, это даёт вам возможность помогать вашим братьям; затем, дух ваш скорее возвысится, если он усовершенствовался уже в умственном отношении. В промежутке между воплощениями вы в один час научитесь тому, что потребовало бы нескольких лет на вашей земле. Ни одно знание не бесполезно; все они содействуют более или менее совершенствованию, потому что дух совершенный должен знать всё, и так как прогресс должен осуществиться всесторонне, то все приобретенные познания содействуют развитию духа.

Вопрос: По мнению некоторых, учение о перевоплощении разрушает семейные связи, возводя их за пределы настоящего существования.

Ответ: Оно расширяет их, а не разрушает. Оно увеличивает обязанности братства, потому что в вашем соседе или в вашем слуге заключается, может быть, дух, который был некогда связан с вами кровными узами.

Вопрос: Каковы в общих чертах последствия самоубийства для духа?

Ответ: Последствия самоубийства весьма разнообразны; не существует определенных наказаний, и во всех случаях они всегда соотносятся с причинами, к ним приведшими; но есть одно последствие, коего самоубийца не может избежать: это — разочарование, все выйдет так, что надежды его окажутся обмануты. Впрочем, участь у каждого своя; она зависит от обстоятельств. Некоторые искупают свою вину незамедлительно, другие в новой своей жизни, которая окажется хуже той, ход которой они прервали.

Вопрос: Возможно ли, с изменением тела, утратить и некоторые интеллектуальные способности, например, потерять склонность к искусствам?

Ответ: Да, если человек осквернил этот интеллект или дал ему недостойное употребление. Помимо того, всякая способность может дремать во время своего существования, поскольку дух желает упражнять другую свою способность, никак не связанную с предыдущей; тогда она остаётся в непроявленном состоянии, чтобы вновь проступить позднее.

Мы неправильно воображаем, что действие духов должно проявляться непременно посредством необыкновенных явлений Но так как этого не бывает, то вмешательство их незаметно для нас, и всё, что совершается при их содействии, кажется нам естественным, так, например, два человека могут встретиться по внушению духов, а между тем, встреча эта будет казаться случайной; они могли внушить человеку мысль пройти по такому-то месту; могут обратить его внимание на такой-то предмет, если это поможет привести к желаемому результату.

Вопрос: Поскольку превратности физической жизни являются одновременно искуплением прошлых ошибок и испытанием на будущее, то следует ли из этого, что по характеру их можно судить об образе жизни, который человек вёл в предыдущем существовании?

Ответ: Очень часто, да; поскольку каждый наказан в том, чем он грешил; однако из этого не стоит делать абсолютного правила; инстинктивные наклонности и побуждения являются более верным признаком, ибо испытания, которые претерпевает дух, обращены как к прошлому, так и к будущему.

Никогда не переставай сомневаться. Если сомнения вдруг оставили тебя, знай — ты остановилась на полпути. И тогда придет Бог и все отменит, ибо именно так Он управляет своими избранниками: заставляет их одолевать предназначенный им путь. Он заставляет нас идти, когда мы останавливаемся по той или иной причине — по лени ли, от того ли, что нам захотелось покоя и уюта, или потому, что возникло ложное ощущение, будто все необходимое мы уже узнали...

Вопрос: Следуют ли животные закону прогресса, как и люди?

Ответ: Да, поэтому в мирах высших, где люди более развиты, животные также развиты более и имеют более совершенные средства общения; но по положению они всегда ниже человека и подчинены ему; они его умные слуги.

Вопрос: Прогрессируют ли животные, как человек, делами своей воли или происходит это силою вещей [независимо от них — другой перевод]?

Ответ: Силою вещей; поэтому для них нет искупления.

Вопрос: В высших мирах знают ли животные о Боге?

Ответ: Нет, человек для них бог, как когда-то духи были богами для людей.

Вопрос: Некоторые духи могут ли содействовать развитию искусств, помогая тем, кто занимается ими?

Ответ: Есть духи, исключительно покровительствующие какой-либо отдельной способности человека; они помогают тому, кто призывает их, если считают его достойным; но что же им делать с теми, которые не понимают настоящего своего призвания?! Не могут же они дать зрение слепому и слух — глухому.

Вопрос: Что думать о тех, кто злоупотребляет превосходством своего общественного положения, чтобы угнетать слабого ради собственной выгоды?

Ответ: Такие заслуживают анафемы; горе им! Они в свою очередь станут жертвами угнетения. В следующем своём воплощении они претерпят на себе всё то, что они заставляли претерпевать других.