Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Так как телесная жизнь есть лишь временное пребывание наше, и главной заботой нашей должно быть будущее, то полезно ли стараться приобретать научные познания, касающиеся лишь предметов и нужд материальных?

Ответ: Без сомнения; прежде всего, это даёт вам возможность помогать вашим братьям; затем, дух ваш скорее возвысится, если он усовершенствовался уже в умственном отношении. В промежутке между воплощениями вы в один час научитесь тому, что потребовало бы нескольких лет на вашей земле. Ни одно знание не бесполезно; все они содействуют более или менее совершенствованию, потому что дух совершенный должен знать всё, и так как прогресс должен осуществиться всесторонне, то все приобретенные познания содействуют развитию духа.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Все ли духи бывают злыми прежде, чем сделаются добрыми?

Ответ: Нет, злы бывают не все, а несведущи — все без исключения.

Вопрос: Не были ли сотворены одни духи добрыми, а другие злыми?

Ответ: Бог сотворил всех духов простыми и несведущими, то есть без всякого знания.

Вопрос: Предпочитают ли духи воплотиться в тело мужчины или женщины?

Ответ: Это мало интересует духа, это зависит от испытаний, которые ему нужно выдержать.

Один и тот же дух может свободно выбирать и менять полы в своих телесных существованиях, потому что сам он, как дух, не имеет пола, так как духи должны совершенствоваться во всех отношениях, то каждый пол, равно как и каждое общественное положение представляет им особенные испытания и обязанности, а следовательно, и случай приобрести опытность; тот, кто всегда был мужчиной, знал бы только то, что испытывают мужчины.

Познания, приобретённые в каждом существовании, не теряются. Дух, освободившись от материи, помнит их всегда. Во время воплощения он может забыть их отчасти, но смутное сознание, остающееся у него, помогает успехам его усовершенствования, — без этого он каждый раз начинал бы сначала. При каждом новом воплощении дух начинает своё усовершенствование с той точки, на которой он остановился во время предыдущего существования.

Вопрос: Почему в прошлые эпохи духи не учили тому, чему они учат сегодня?

Ответ: Вы не учите детей тому, чему учите взрослых, и не даёте новорожденному пищи, которой он не мог бы переварить, всему свое время. Духи и прежде преподали много вещей, которые люди не поняли или которые они исказили, но каковые они могут понять теперь. Своим учением, пусть и не полным, они подготовили почву для посева, который даст плоды сегодня.

Вопрос: Добровольное безбрачие есть ли состояние совершенства, похвальное в глазах Божиих?

Ответ: Нет, и те, кто живут таким образом из эгоизма, обманывают всех и неблагоугодны Богу.

Вопрос: Безбрачие не может ли быть со стороны некоторых лиц жертвой, приносимой ими с целью посвятить себя совершенно на служение человечеству?

Ответ: Это другое дело; я сказал выше: из эгоизма. Всякая личная жертва имеет заслугу, когда она приносится с доброй целью; чем больше жертва, тем больше и заслуга.

Вопрос: Физическое и моральное состояние живых существ постоянно ли одинаково на каждом шаре?

Ответ: Нет. Миры так же подчинены закону прогресса. Все, подобно вашему миру, начали своё существование с низшего состояния. Впоследствии и Земля будет раем, когда все люди сделаются добродетельными.

Вопрос: История говорит нам о множестве народов, которые после постигших их потрясений вновь вернулись в варварство. В чём в таком случае заключается прогресс?

Ответ: Когда твой дом грозит рухнуть, ты ломаешь его, чтобы построить из него более прочный и более удобный; но пока он не построен, не восстановлен, в твоём жилище царят беспорядок и неразбериха. Пойми ещё и то: ты был беден и жил в лачуге, но ты становишься богат и покидаешь её, чтобы жить во дворце. И тогда какой-то бедняк, каким был и ты, занимает твоё место в этой лачуге и ещё очень доволен, ибо прежде у него не было и этого. Так вот! Знай же, что духи, воплощённые теперь в этом выродивщемся народе, не те, что составляли его во времена его расцвета; те, что жили в нём прежде и были продвинуты, удалились в обиталища более совершенные и прогрессировали дальше, тогда как прочие, менее продвинутые, заняли их место, которое и они в свою очередь покинут.

Вопрос: Может ли дух ошибиться в действенности избранного им испытания?

Ответ: Он может выбрать испытание, превышающее его силы, и тогда он падёт под его тяжестью; он может также выбрать и такое, которое не принесёт ему никакой пользы, словно бы он искал праздного и бесплодного образа жизни; но, вернувшись в мир духов, он замечает, что ничего не добился, и тогда он просит возможности наверстать упущенное время.

Знание, конечно, беднее, оно требует большего труда, и оно менее притягательно, чем вера, которая все объясняет и постигает единым размашистым жестом.