Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Почему в прошлые эпохи духи не учили тому, чему они учат сегодня?

Ответ: Вы не учите детей тому, чему учите взрослых, и не даёте новорожденному пищи, которой он не мог бы переварить, всему свое время. Духи и прежде преподали много вещей, которые люди не поняли или которые они исказили, но каковые они могут понять теперь. Своим учением, пусть и не полным, они подготовили почву для посева, который даст плоды сегодня.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Так как телесная жизнь есть лишь временное пребывание наше, и главной заботой нашей должно быть будущее, то полезно ли стараться приобретать научные познания, касающиеся лишь предметов и нужд материальных?

Ответ: Без сомнения; прежде всего, это даёт вам возможность помогать вашим братьям; затем, дух ваш скорее возвысится, если он усовершенствовался уже в умственном отношении. В промежутке между воплощениями вы в один час научитесь тому, что потребовало бы нескольких лет на вашей земле. Ни одно знание не бесполезно; все они содействуют более или менее совершенствованию, потому что дух совершенный должен знать всё, и так как прогресс должен осуществиться всесторонне, то все приобретенные познания содействуют развитию духа.

Образование — период, во время которого Вы обучаетесь кем-то, которого Вы не знаете, о чем-то, что Вы не хотите знать.

Вопрос: Каким образом скитающиеся духи обучаются? Они делают это, надо полагать, не так, как мы?

Ответ: Они изучают свое прошлое и ищут средства возвыситься. Они смотрят, наблюдают, что происходит в тех местах, которые они посещают; они слушают речи людей просвещённых и суждения духов, продвинутых более, чем они, и всё это наводит их на мысли, которых у них не было прежде.

Познания, приобретённые в каждом существовании, не теряются. Дух, освободившись от материи, помнит их всегда. Во время воплощения он может забыть их отчасти, но смутное сознание, остающееся у него, помогает успехам его усовершенствования, — без этого он каждый раз начинал бы сначала. При каждом новом воплощении дух начинает своё усовершенствование с той точки, на которой он остановился во время предыдущего существования.

Вопрос: Все ли духи бывают злыми прежде, чем сделаются добрыми?

Ответ: Нет, злы бывают не все, а несведущи — все без исключения.

Одной из первых неожиданностей, поразивших меня, можно сказать, еще на пороге моей жизни за океаном, было открытие, что я ни на что не годен. Я мог сослаться на свой аттестат и сказать: «Вот доказательства моей учености — я удостоен высшей награды в колледже». Но на что он мог мне пригодиться? Те отвлеченные науки, которым меня учили, не имели никакого применения в реальной жизни. Моя логика была просто болтовней попугая. Моя классическая ученость лишь загромождала мою память. И я был так же плохо подготовлен к жизненной борьбе, к труду на благо своему ближнему и самому себе, как если бы изучал китайские иероглифы.

А вы, бездарные учителя, пичкавшие меня синтаксисом и стихосложением, — вы, конечно, назвали бы меня неблагодарным, если бы я высказал вам все возмущение и презрение, которое охватило меня, когда я оглянулся назад и убедился, что десять лет жизни, проведенных под вашей опекой, пропали для меня даром, что я глубоко заблуждался, считая себя образованным человеком, а на самом деле ровно ничего не знаю.

— Это план всего дворца.

— Что здесь написано?

— Я не знаю. Похоже на русский...

— Хм... Это список русских городов и где во дворце находятся их артефакты.

— С каких пор ты говоришь по-русски?

— Я учился в нескольких лучших университетах Европы!

— Тебя исключали из нескольких университетов.

— Зато я впитал все те разнообразные знания, которые мне были предложены.

Молодые люди приходят в колледжи со своими идеями, задумками, с энтузиазмом, а выходят скучными, заплесневелыми консерваторами, усвоившими лишь пару-тройку стандартных ходов, да профессиональный жаргон.

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.