Кира Георгиевна Муратова

В идеологическую, как я её называю, эпоху в Одессе было принято открывать дверь, не спрашивая, кто там. Мы были так бедны, что грабить нас было бесполезно, а значит, и бояться было нечего. Так вот в те времена по домам ходило множество нищих, которые стучались в квартиры и просили подаяние. Был день, когда я, вся измотанная какими-то хлопотами, пошла открывать дверь и, увидев очередного бродягу, разозлилась и перед его носом её захлопнула. Он, бедный, даже сказать ничего не успел, только открыл рот, набрал воздуху, и я на этом вздохе его оборвала. Казалось бы, ерунда, ничего страшного не случилось, он пошел в следующую квартиру и там получил то, что хотел, но этот момент намертво врезался мне в память. Этот его вздох и моё хлопанье дверью... Такое бывает с каждым из нас, когда мы не позволяем себе испытать жалость, а потом чувствуем угрызения совести.

0.00

Другие цитаты по теме

И что скрывать — совесть утомительна. Но отбросив совесть, человек превращается в неутомимое животное.

Люди с нечистой совестью очень сильны по части поиска предлогов. Очень сильны.

В ком есть и совесть и закон,

Тот не украдёт, не обманет,

В какой бы нужде ни был он;

А вору дай хоть миллион -

Он воровать не перестанет.

— Да нет. Нету меня поступков за которые бы меня мучила совесть.

— Ну это может и значить, что у тебя вообще нет совести.

Мы идем в гущу шумной толпы, чтобы заглушить крик собственной совести.

... легко жалеть человека, у которого в жизни не все прекрасно.

Недаром же мы редко доверяемся тем, кто лучше нас. Скорее уж мы избегаем их общества. Чаще всего мы исповедуемся тем, кто похож на нас и разделяет наши слабости. Мы вовсе не хотим исправляться, не стремимся к самоусовершенствованию: прежде всего нужно, чтобы нас судили со всеми нашими слабостями. Нам хочется, чтобы нас пожалели и поддержали дух наш. В общем, мы хотели бы и не считаться виновными, и не стараться очиститься. В нас недостаточно цинизма и недостаточно добродетели.

Она, Совесть, просыпается и начинает всячески докучать. Тычет своим костлявым пальцем по несколько раз в каждую ошибку, раз за разом воскрешает сцены позорного поведения, недостойных манер или всяческого их отсутствия. Хочется переложить на кого-нибудь часть вины, а — не на кого.

Эй, храбрец, не сетуй на судьбу,

Не обвиняй в своих грехах другого.

Ты оглянись, узри свою вину,

Все беды от тебя самого.

Ты не от тени собственной страдаешь.

Что же ты сделал, что не увидел обратного пути?

Что же ты посеял, чтобы собрать другой урожай?

Твои поступки рождаются из души и тела.

Они, словно дети, придут потом и схватят тебя за подол.

Ненависть, незнание , если бы можно было обратиться к совести, а не к убеждениям, то, я думаю, взаимопонимание не оказалось бы невозможным; и это было бы немало.