Фазиль Абдулович Искандер

Когда споришь с умным человеком — напряжение ума по восходящей. И это в конечном итоге доставляет удовольствие. Когда споришь с глупым человеком, то, чтобы быть понятным ему, невольно упрощаешь свою мысль. Напряжение ума по нисходящей, и от этого остается неприятный осадок. По-видимому, в этом случае наша природа сопротивляется распаду, энтропии. Пушкин это понимал: «…и не оспоривай глупца».

Случайно попала в руки «Анна Каренина» Толстого. Помню новизну и необычное удовольствие, которое доставлял роман. Впервые читал книгу, которая была как море — ноги не доставали до дна. И это впечатление осталось навсегда. Великое художественное произведение — это когда ноги не достают до дна.

Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости.

Говорят о бесконечных возможностях искусственного разума. Но ни один ученый не может даже заикнуться об искусственной совести. Из этого следует, что любой искусственный разум в главном ограничен. Только человеческий мозг может логизировать толчки совести.

Затосковавшим в раю дают прислушаться к тому, что делается в аду. Сразу тоска проходит.

Как часто умные люди не понимают совестливых. Аппарат совести тоньше устроен, чем аппарат ума.

С урочищем зеленым споря,

Сквозь заросли, сквозь бурелом,

Река выбрасывалась в море.

Рыча, летела напролом.

А над рекою камень дикий.

Но даже камень не был пуст.

В него вцепился ежевики

Расплющенный зеленый куст.

…Ты человек. Но поживи-ка!

И выживи. И много дней

Живи, как эта ежевика,

Жизнь выжимая из камней!

Ленивый человек может быть хорошим человеком, но ленивая душа преступна.

Вечная присказка российских правителей:

— Нам и так трудно, а тут ещё народ путается под ногами.

Соринка зла влетела в душу. Пытка.

И человек терзается в тиши.

И плач его — последняя попытка,

Попытка выслезить соринку из души.