совесть

Человека можно научить быть добрым. Дети, например, путают часто. Например, спрашиваешь — «что такое добро?» Они говорят: «Это когда мальчик бабушке уступает место в трамвае». Человека можно научить вежливо вам улыбаться, он уступит вам место, в горе вам поможет деньгами, но обязательно будет какая-то внештатная ситуация в жизни, где вот эти навыки этические не будут работать. И в это время вступает такой регулятор как совесть. Совесть — это такой великий закон закона.

Совесть прячут за насыщенностью дня событиями, когда некогда оглянуться и одуматься.

Я давно и не без изумления наблюдаю вокруг волну ностальгии по нашему недавнему прошлому. Конечно, понятно желание людей, чтобы жизнь была прочной и надёжной, чтобы не было больше обесценивания денег, непристойного богатства деловых братков и нищенства пенсионеров... Но, ностальгируя по советским временам, мы как-то забываем о том, что это такое было: жить в закрытом наглухо пространстве, отгороженном от всего остального мира стеной лжи. Пространстве, в котором тебя в любой момент могут взять люди в штатском, и ты пропадёшь навсегда, и никто даже не осмелится спросить — что же с тобой стало. Вот моя мама рассказывала про довоенный выпуск в её школе. Кто-то из старшеклассников неудачно пошутил. И все три выпускных класса прямо с выпускного вечера были взяты органами госбезопасности. Те, кто смог выжить, вернулись из лагерей много лет спустя. Песни, оставшиеся от «Наутилуса» — напоминание всем нам; напоминание и предупреждение: хотим ли мы, чтобы это повторилось. Именно об этом болело сердце у Ильи Кормильцева. И теперь, когда его нет больше с нами, кто теперь будет дежурить у колокола?

... а мы все время говорим: «... нет, международное право! Мы взываем к вашей совести!» А к чему взывать? Там вместо совести доллар вырос.

Человек, которого продолжает обличать совесть, далек от милости Божией.

— Игорёх, чего мы за ним всё ходим и ходим?

— Спроси чего-нибудь полегче!

— Почему он нас видит, а другие — нет? Я так думаю, мы... типа совесть его.

— Чего?!

— Ну мы же из-за него, по ходу. Если бы не подставился по глупости.

— Тихо ты!

— Парни! Вам, конечно, всё равно. Ну, короче, простите меня, пацаны.

— Что, Кир, правда, совесть замучила? Так покайся!

— А мы, типа, ангелы, а ты — грешник. На колени!

В Третьем тысячелетии, на мой взгляд, эта авиационная эстетика и этика пикирующего бомбардировщика сменится на более приземленный или возвышенный уровень смыслов.

Покупая правду,

Продавая ложь,

Угрызеньем совести,

Сердце не тревожь.

Помогаю бедным,

Отмываю миллиарды,

Меньше знаешь – крепче спишь,

Какой вам нужно правды?

Я полагаю, что, когда кто-либо слышит рассказ об ужасной жестокости, то его гнев является совершенно неправильной реакцией на это и просто растратой энергии, которая должна быть направлена в другое русло. Возможно, он просто присыпляет свою совесть, которая, если бы проснулась, спросила его: «Ну и? Что ты с этим делаешь? Какую часть своей жизни ты потратил на борьбу с этим? Помогаешь ли ты создавать такие социальные условия, в которых не будут происходить вещи такого рода!?».