Аллан Кардек. Книга духов

Богатство даётся не для того, чтобы бросать его на ветер или беречь в сундуках; это залог, в котором людям придётся отдать отчёт, ибо они ответят за всё то добро, которое могли сделать при богатстве, но не сделали, за все слёзы, которые могли осушить деньгами, брошенными тем, которые в них не нуждались.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Если у богатого больше соблазнов, то не больше ли у него также и средств творить добро?

Ответ: Именно это он не всегда и делает; он становится эгоистичен, надменен и ненасытен; его потребности увеличиваются вместе с богатством, и он полагает, что ему никогда не хватает на себя самого.

Вопрос: Из двух богатых людей один родился в изобилии и никогда не знал нужды, другой состоянием своим обязан своему труду; оба они употребляют богатство исключительно для личного своего удовлетворения. Кто из них наиболее виноват?

Ответ: Тот, кто знал страдания; он знает, что значит страдать; знает горе, которому не помогает, и часто даже совершенно забывает о нём.

Вопрос: Почему дарами фортуны (например, богатством) Бог одаривает тех, кто, судя по всему, этого не заслужили?

Ответ: Это выглядит дарами и милостью лишь в глазах тех, кто не видит ничего, кроме наличествующего мига; но знай, что богатство есть испытание зачастую более опасное, нежели нищета.

Нужен избыток зла, чтобы заставить человека понять необходимость добра и преобразований.

Вопрос: Один ли дух участвует в произведении таких явлений, как например, буря, или для этого их собирается множество?

Ответ: Бесчисленное множество.

Вопрос: Не зависим ли инстинкт от разума?

Ответ: Нет, не совершенно зависим, потому что это род разума. Инстинкт есть нерасуждающий разум, благодаря которому все существа удовлетворяют свои потребности.

Вопрос: Будет ли верным выражение, что по мере того, как способности разума увеличиваются инстинкты уменьшаются?

Ответ: Нет, инстинкт всегда существует, но человек им пренебрегает. Инстинкт также может вести к добру, и он почти всегда руководит нами и иногда лучше, чем ум; он никогда не заблуждается.

Вопрос: С какой целью Бог обрушивает на человечество бедствия и разрушения?

Ответ: Чтобы побудить его продвигаться быстрее. Не сказали ль мы, что разрушение необходимо для нравственного возрождения духов, кои в каждом новом существовании черпают для себя новую степень совершенства?! Нужно видеть финал, чтобы, исходя из него, судить о достигнутом. Вы же судите о результатах лишь со своей личной точки зрения и называете всё это „бедствиями" из-за ущерба, который оно вам причиняет; но эти сотрясения зачастую совершенно необходимы, чтобы быстрее достичь лучшего порядка вещей, достичь за несколько лет того, на что потребовалось бы несколько веков.

Вопрос: Дух, одушевлявший тело мужчины, может ли в новом существовании одушевлять тело женщины и наоборот?

Ответ: Да, одни и те же духи одушевляют мужчин и женщин.

Вопрос: Есть люди, делающие добро непроизвольно, им не нужно побеждать в себе какое-либо противоположное чувство. Столько же ли достоинства в их добродетели, как и у тех, которые должны бороться со своим характером и его преодолевать?

Ответ: Если кто-то не должен бороться с самим собой, то это значит лишь, что в нём прогресс уже совершился: он боролся прежде и победил; поэтому-то благие чувства не стоят ему никаких усилий, и его действия представляются ему вполне простыми и естественными: творить добро для него стало делом привычным. Его, таким образом, следует чтить, как чтут старых воинов, заслуживших себе славу, награды и чин. Так как вы ещё далеки от совершенства, то эти примеры поражают Вас своей яркостью, и вы тем больше восхищаетесь ими, чем более они у вас редки; но знайте, что в мирах, развитых более вашего, является правилом то, что здесь кажется исключительным. Чувство добра распространено там повсеместно, ибо миры те населены единственно духами благими, и одно-единственное злое намеренье было бы там чудовищным исключением. Вот почему люди там счастливы; то же будет и на Земле, когда человечество преобразится, когда оно должным образом поймёт и оценит милосердие в подлинном смысле этого слова.

Вопрос: Два взаимно симпатизирующие духа служат ли дополнением один дух другому, или же симпатия эта есть результат их совершенного тождества?

Ответ: Симпатия, привлекающая одного духа к другому, есть результат совершенного согласования их склонностей; если бы один служил дополнением другому, то каждый из них терял бы свою индивидуальность.

Вопрос: Тождество, необходимое для полной симпатии духов, выражается ли только в сходстве мыслей и чувств, или ещё и в однаковости приобретённых знаний?

Ответ: В одинаковости степени развития.