Аллан Кардек. Книга духов

Другие цитаты по теме

Богатство даётся не для того, чтобы бросать его на ветер или беречь в сундуках; это залог, в котором людям придётся отдать отчёт, ибо они ответят за всё то добро, которое могли сделать при богатстве, но не сделали, за все слёзы, которые могли осушить деньгами, брошенными тем, которые в них не нуждались.

Вопрос: Предосудительно ли желать богатства, если желают его ради того, чтобы творить добро?

Ответ: Это желание, без сомнения, похвально, когда оно чисто; но всегда ли желание это на поверку оказывается бескорыстным и не скрывается ли за ним какая-то задняя мысль о собственной выгоде? Ведь самая первая персона, каковую обыкновенно желают облагодетельствовать, не есть ли зачастую мы сами?

... Нет ничего хуже, чем менять существующие порядки. Ибо едва лишь начинают ломать существующее во имя добра, как тут же приучаются ломать существующее во имя зла.

Вопрос: Так как телесная жизнь есть лишь временное пребывание наше, и главной заботой нашей должно быть будущее, то полезно ли стараться приобретать научные познания, касающиеся лишь предметов и нужд материальных?

Ответ: Без сомнения; прежде всего, это даёт вам возможность помогать вашим братьям; затем, дух ваш скорее возвысится, если он усовершенствовался уже в умственном отношении. В промежутке между воплощениями вы в один час научитесь тому, что потребовало бы нескольких лет на вашей земле. Ни одно знание не бесполезно; все они содействуют более или менее совершенствованию, потому что дух совершенный должен знать всё, и так как прогресс должен осуществиться всесторонне, то все приобретенные познания содействуют развитию духа.

В течение своей жизни я не испытывал недостатка в тех, кто рассуждал о добре и зле. Подобное ничего не значит. Люди делают то, что в их интересах. Не заботясь о пострадавших. Зло ли это, когда берёшь то, что хочешь, чтобы утолить жажду, даже если это принесёт новые страдания? То, что некоторые зовут злом, я назову соответствующим ответом жестокому и несправедливому миру.

... добро всегда побеждает зло. Кто победил — тот и добрый.

Главное — помнить, что любовь и забота — это единственное, что может предотвратить любые проявления зла. Ведь легко можно будет избежать подобный вещей, если в наших сердцах будет царить добро.

Я смотрю на тебя, ощущаю твои эмоции и могу с уверенностью и даже грустью сказать тебе о том, что у тебя слишком доброе сердце. Но ты должна помнить одну прописную истину, как бы ты ни была добра, я — зло.

Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет. Хорошо – учиться на пятерки, хорошо – слушаться старших, хорошо – каждое утро делать зарядку…

Учился он так себе, старших не всегда слушался, зарядку не делал, конечно, не примерный человек – где уж! – однако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен.

Но вот произошло странное. Как–то вдруг, ни с того ни с сего. И ясный, устойчивый мир стал играть с Дюшкой в перевертыши.

Капеллан согрешил, но из этого вышло не зло, а добро. Общепринятая мораль подсказывала ему, что – врать и увиливать от своих обязанностей – это грех, а грех, как всем известно, есть зло. А зло не может породить никакого добра. И тем не менее капеллан чувствовал себя превосходно, точно он сотворил добро. Следовательно, из этого логически вытекало, что лгать и увиливать от исполнения своих обязанностей – вовсе не грешно. В минуту божественного просветления капеллан изобрел спасительную карманную философскую систему. Он был в восторге от своего открытия. Это была воистину чудесная система!

Он обнаружил, что даже без особой ловкости рук можно истолковать порок как добродетель, клевету как истину, импотенцию как воздержание, высокомерие как застенчивость, грабеж как филантропию, жульничество как честность, богохульство как мудрость, жестокость как патриотизм и садизм как справедливость. Пользоваться этой системой мог любой смертный, большого ума для этого не требовалось. Таким образом, капеллан, бодро и весело расправился со всем набором поступков, безнравственных с общепринятой точки зрения.