Борис Юльевич Кагарлицкий

В СССР коррупция была в совершенно других масштабах. Дело в том, что коррупционеры советского разлива просто не могли вывезти из страны большие деньги и накопить по-настоящему большие состояния. Они не могли себе позволить дворцы, яхты. Именно переход к частной собственности, к открытой либеральной экономике, к буржуазным отношениям создал для коррупции такие возможности.

Другие цитаты по теме

В России — капитализм, а не что-то другое, например, феодализм или социализм, поскольку есть и частные банки, и частные корпорации. И даже если эти корпорации в значительной мере являются государственными, какое это государство? Какая это собственность? Это частная собственность, которая поделена на акции, и часть этих акций может принадлежать государству. Но собственность — это определённые отношения между людьми. И эти отношения буржуазные. Топ-менеджеры государственных корпораций ведут себя не как советские чиновники, выполнявшие указания, а как полноправные хозяева.

Социализм — не о том, чтобы отобрать и поделить, а о том, чтобы объединить, интегрировать ресурсы и пустить их на пользу всему обществу. Идея разделить и разобрать — это как раз буржуазная идея.

Социализм — это не государственная собственность, но он не может быть без государственной собственности.

Откуда известно, что частный бизнес эффективнее государственного? Есть ли какие исследования, доказывающие это? Нет, таких исследований не существует. Но есть исследования, которые доказывают обратное. Всё зависит от того, как организовано предприятие, на кого оно работает, каким способом структурирована его деятельность и так далее.

Общество знаний в потенции — это мир, в котором правилом становится не стародавнее «это моё» и не идущее от «реального социализма» общее значение «ничьё», а качественно новое — «каждый — собственник всего». Это, если угодно, универсальная и всеобщая собственность каждого на всё.

Борьба с коррупцией — это на самом деле способ ограничения всевластия правящего класса.

Необходимо различать нецелевое использование ресурсов и их расхищение. Нецелевое использование перенаправляет ресурсы в рамках иерархии государственных целей, в то время как расхищение ресурсов направляет ресурсы на достижение целей, не санкционированных государством.

Но бесился он не из-за воровства, которое стало в Отечестве чем-то вроде обмена веществ в организме. Казалось, перестань люди воровать, брать взятки, откатывать — всё сразу остановится, замрёт: заводы не будут дымить, поезда стучать по рельсам, самолеты не смогут взлетать и садиться, банки торговать деньгами, а танки вращать башнями, целясь во врага. Казалось, без воровства исчезнет смысл существования, ибо на честные деньги жить неинтересно и утомительно.

Если ты думаешь, что я у тебя реально есть, то меня у тебя реально нет!

В свою очередь отсутствие свободы самовыражения бьет по уровню и темпам развития экономики. Экономика сейчас — это не нефть, не пушнина, не лес и не тонны чугуна, экономика — это мозги. А работать они могут, только когда свободны.