Борис Юльевич Кагарлицкий

В России — капитализм, а не что-то другое, например, феодализм или социализм, поскольку есть и частные банки, и частные корпорации. И даже если эти корпорации в значительной мере являются государственными, какое это государство? Какая это собственность? Это частная собственность, которая поделена на акции, и часть этих акций может принадлежать государству. Но собственность — это определённые отношения между людьми. И эти отношения буржуазные. Топ-менеджеры государственных корпораций ведут себя не как советские чиновники, выполнявшие указания, а как полноправные хозяева.

Другие цитаты по теме

В СССР коррупция была в совершенно других масштабах. Дело в том, что коррупционеры советского разлива просто не могли вывезти из страны большие деньги и накопить по-настоящему большие состояния. Они не могли себе позволить дворцы, яхты. Именно переход к частной собственности, к открытой либеральной экономике, к буржуазным отношениям создал для коррупции такие возможности.

Социализм — это не государственная собственность, но он не может быть без государственной собственности.

Капитализм — это целостная мировая система, в которой процветание более богатых стран тесно связано с проблемами и бедностью других стран. Именно потому богатые страны являются богатыми, что на них работают люди из бедных стран.

Откуда известно, что частный бизнес эффективнее государственного? Есть ли какие исследования, доказывающие это? Нет, таких исследований не существует. Но есть исследования, которые доказывают обратное. Всё зависит от того, как организовано предприятие, на кого оно работает, каким способом структурирована его деятельность и так далее.

Капитализм — это рынок капиталов, это рынок, который не в интересах широких масс. Это тот рынок, который работает на собственников больших состояний.

В целом рейганомика обернулась для США кредитной ставкой в 20%, безработицей в 12%, бюджетным дефицитом в 200 миллиардов долларов и тотальной деиндустриализацией. Именно поэтому сегодня говорим «Детройт», подразумеваем — «Рейган». И вышла Америка из того кризиса, отнюдь не благодаря Рейгану, а благодаря разрушению СССР. Мародёрство и грабёж на руинах соцблока — и есть единственный секрет чуда рейганомики.

Крупное землевладение поглощает мелкие участки земли, так же, как большие мануфактуры пожирают ремесленников, работающих на дому, как крупные банки и магазины убивают всякую конкуренцию, жиреют от разорения мелких банков и маленьких лавчонок.

Борцам за сохранение природы следовало бы помнить вот что. Крупнейшим потребителем ископаемого топлива в мире остаётся Пентагон. Один Пентагон выбрасывает в атмосферу больше углекислого газа, чем Швеция, Норвегия или Финляндия. Бюджет Пентагона на 2019-й год — 716 миллиардов долларов. За новый бюджет войны — а это бюджет войны — проголосовали все: демократы и республиканцы, все борцы с глобальным потеплением, включая подружку Тумберг молодую сенаторшу Александрию Кортес, без конца рассуждающую о новом «зелёном» курсе.

Капиталистическая цивилизация новейших времен убивала Бога, она была самой безбожной цивилизацией. Ответственность за преступление богоубийства лежит на ней, а не на революционном социализме, который лишь усвоил себе дух «буржуазной» цивилизации и принял отрицательное её наследие.

Перед лицом глобального капитализма лагерь, основанный на идее равенства, по-прежнему не имеет глобальной идеи, с помощью которой можно было бы противостоять капиталистической катастрофе, и более того, этот лагерь раздирают национальные противоречия самого абсурдного характера. Этот контраст является самым главным и самым тревожным парадоксом нашего времени.