Даниил Иванович Хармс

Скрепив очки простой веревкой, седой старик читает книгу.

Горит свеча, и мглистый воздух в страницах ветром шелестит.

Старик, вздыхая гладит волос и хлеба черствую ковригу,

Грызет зубов былых остатком и громко челюстью хрустит.

Уже заря снимает звезды и фонари на Невском тушит,

Уже кондукторша в трамвае бранится с пьяным в пятый раз,

Уже проснулся невский кашель и старика за горло душит,

А я стихи пишу Наташе и не смыкаю светлых глаз.

0.00

Другие цитаты по теме

Чтобы ты читала серыми глазами,

Чтобы пела песни чистым голосом,

Чтоб наполнить страстью твою грудь,

Чувства описал тебе стихами.

Чтобы наслаждалась моей радостью,

Чтобы ты страдала моей болью,

Чтоб узнала трепет моей жизни,

Чувства описал тебе стихами.

Стихами можно говорить,

Смеяться, радоваться, плакать,

Всю душу буквами излить

И излечить себя от страха.

Любить, мечтать, лететь и плыть,

Купаться в мудром океане,

И выгулять шальную прыть

В благоухающей поляне.

И быть свободным, быть собой,

Раскинуть крылья в дней полёте,

И освежающей росой

Дарить звучание каждой ноте.

Но главное – постигнуть смысл

И донести себе и людям

Понятную другому мысль,

Которая > во благо

Стихи надо писать так, что если бросить стихотворением в окно, то стекло разобьётся.

Меня интересует только «чушь»; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своём нелепом проявлении. Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиеничность, нравственность, умиление и азарт – ненавистные для меня слова и чувства. Но я вполне понимаю и уважаю: восторг и восхищение, вдохновение и отчаяние, страсть и сдержанность, распутство и целомудрие, печаль и горе, радость и смех.

Слова из стихотворений подобны пению птиц и крику животных. Даже несколько слогов звучат как стих, если наполнены чувствами.

Память душила не спящую совесть,

кашель пронзил тишину…

На пол упала потёртая повесть,

за новым вдохом — к окну…

Меланхолические мотивы

множили чувство вины.

Как объяснить,

что мы неделимы,

при этом — разделены?!

Иногда надо вылезти из своей ракушки, оглянуться вокруг, снова увидеть красоту, снова выпустить наружу из души все чувства, которые там прячутся. И пусть себе живут… Они могут говорить даже словами двадцатилетней давности, но это всегда голос одного и того же мира — твоего, настоящего.

Я узнавал,

время лечит лишь мнительных.

Тех, кто придумал, «что жить не сможет».

Их, как итог,

что не удивительно,

старые чувства потом не тревожат.

Есть ещё те,

кто любил «хронически».

Кто однолюб

и болел без прикрас.

Тех «доктор-время» не лечит,

фактически.

Их «лечит» смерть,

вместе с чувствами,

враз!

Некогда немецкий поэт Рильке сказал: «Стихи пишутся не ради выражения чувств». Парадоксально, но типично для немецкой философии. Рильке имел в виду, что чувства должны возникать потом, поскольку существо человека взбудоражено стихотворением. Искусство – это ключ, который открывает запертую дверь сознания. Кант, например, так и не сочинил отдельного тома «Эстетики» – не считал нужным. Искусство – по Канту – есть нечто служебное по отношению к морали и этике. Важно отыскать такой язык, такую форму взаимодействия с другими, чтобы у чувств появилась возможность проснуться. Чувства – они есть в каждом, просто часто спят. Затем и существует искусство, чтобы человек вспомнил, что у него есть душа. «Чтоб тайная струя страданья согрела холод бытия», – пользуясь выражением другого поэта, получившего, к слову будь сказано, немецкое философское образование.

Любовь — вино,

и пить, и петь,

в ней может всякое случиться.

Можно приятно захмелеть,

А можно вовсе отравиться…