Орфей

Стойте, герои Эллады! Гребцы быстроходного Арго,

разве не видите вы, — это остров сирен смертоносных.

Бойтесь коварных сестёр! Неизбежными чарами песен

Губят они корабли, проходящих вблизи мореходов.

В море, отважный Ясон!

…Аид, это Орфей приветствует тебя в этом мрачном царстве. Не ожидал? Я и сам, в общем-то, с прошлого моего визита сохранил не самые приятные воспоминания, но пришлось снова вернуться. И знаешь, это может показаться смешным, но опять из-за женщины! Нет-нет, не подумай дурного, я не дурак жениться еще раз, мне и Эвридики было вполне достаточно! Ты не поверишь, но я вернулся из-за твоей жены, Персефоны. Да-да, дорогой Аид, именно так. Знаешь, я недавно встретил ее там, у нас, на Земле. Она свежа и румяна, улыбается, словом, внешне все выглядит неплохо. Мы случайно разговорились на открытии храма Артемиды в Эфесе, и я спел ей кое-что из своих последних работ. Знаешь, я был до глубины души поражен, как она меня слушала! Мне кажется, она очень романтичная и утонченная натура. В то время как я пел про несчастную любовь нимфы Эхо к глупому красавцу Нарциссу, она даже прослезилась. А еще я подумал, что она очень любит тебя, Аид! И верна тебе, как немногие сегодня могут быть верны, несмотря на то, что ты просто украл ее когда-то.

Видишь ли, Персефоне с ее тонкой душевной организацией очень тяжело находиться здесь, в этом страшном мире умерших. В царстве мертвых дурно пахнет, всегда холодно и темно. Она понимает, что быстро здесь зачахнет, и просто вынуждена подниматься на Землю, чтобы привести себя в порядок. Но супружеский долг берет верх, и через полгода она снова возвращается в твое подземное царство! Поверь, Аид, это дорогого стоит!

Думаю, что ты можешь помочь ей остаться здесь если не навсегда, то хотя бы подольше. Я бы на твоем месте добавил света – если тебя не посещает Гелиос, то для начала можно попробовать договориться с Селеной. Это точно лучше, чем обычный мрак! И открой хотя бы на время все входы в подземное царство, проветри тут хорошенько. Пусть запах тлена и смерти покинет этот мир! И знаешь что еще, Аид, ты, конечно, суров и силен, спору нет. Но если ты улыбнешься ей хоть раз…

…Афина, здравствуй! Пан сказал мне по секрету, что ты меня искала. Не ожидал, честное слово, но мне приятно, что ты, великая богиня, хочешь со мной поговорить. Ты говоришь, что у меня богатый жизненный опыт? Тогда я, кажется, знаю, в чем дело. Ты хочешь понять, почему тебя весь Олимп терпеть не может! Я прав? Если так, давай-ка присмотримся повнимательнее!

Возьмем Ареса – воин, атлет, смел до безумства, хорош собой. А ты зачем-то дерешься с ним, как пацан во дворе. Афродиту ты просто отмутузила – а зачем? Выпендривается, говоришь? Ну да, тогда с остальными все понятно, Дионис у тебя – пьяница, Аполлон – женоподобный красавчик, Гермес – ворюга. Я уже не говорю про то, что мужика у тебя нет до сих пор! Вспомни Гефеста – как он ухаживал за тобой, Афина! Что? Хромой мужлан и дымом воняет? Зато он искусный мастер, каких не сыщешь! А такие могучие руки могли бы носить тебя по всему Олимпу!

Словом так, дорогая моя богиня: давай-ка ты становись помягче! Ты же и красива, и умна, да и обаятельной можешь быть. Сними-ка ты эти дурацкие железные доспехи и надень что-нибудь поженственнее для начала. Да, еще этот страшный щит убери, пожалуйста, подальше – я и сам, если честно, его боюсь! Богам улыбайся чаще и не свирепствуй. К богиням будь снисходительнее, у всех ведь свои слабости, правда? Героев тоже не забывай, просто помогай им. Знай, что и Персей, и Геракл – они добро помнят! В общем, как говорится, будь проще, и к тебе потянутся боги!

– Орфей, ты сожрал мои печеньки? – воскликнула Ива, копаясь в своем рюкзаке.

– Мятные «Бонти-Бо» с вкраплениями шоколада и грецкими орехами?

– Да!

– Впервые о них слышу.

– Знаешь, – сказала она, – такими темпами ты скоро растолстеешь, и уже не сможешь убежать, когда я решу надрать тебе задницу!

– Не угрожай мне, женщина! Еще ни один хомяк не закончил добром, пиная слона.

Где это видано, чтоб женщина, с плачем выбежав из-за стола, не вернулась снова за стол?

Орфей. Ведь в конце концов, немыслимо, когда двое! Две оболочки, две взаимно непроницаемые эпидермы разделяют нас. Каждый за себя, хоть на крик кричи – у каждого свой кислород, своя собственная кровь, каждый крепко заперт, бесконечно одинок в своей шкуре. Прижимаешься друг к другу, трёшься друг о друга, чтобы хоть чуть-чуть выйти из этого чудовищного одиночества. Мгновенная радость, мгновенный самообман, и снова ты одинок, со своей печёнкой, со своей селезёнкой, со всеми своими потрохами – вот они твои единственный друзья.

Эвридика. Замолчи!

Орфей. Потому-то люди и разговаривают. Придумывают ещё и такое. Воздух с шумом проходит через гортань и меж зубами. Несовершенная азбука Морзе. Два узника перестукиваются из глубины своих камер. Два узника, которые никогда не увидят друг друга. Да, мы одиноки! Тебе не кажется, что мы слишком одиноки?

Эвридика. Прижмись ко мне покрепче.

Орфей (прижимает её к себе). Тепло, да. Чужое тепло. Это всё же нечто реальное. Сопротивление, преграда. Веющая теплом преграда. Ага, значит, существует кто-то ещё! Я не совсем одинок. Не будем же мы чересчур требовательны друг к другу.

Эвридика. Завтра ты сможешь обернуться. Ты поцелуешь меня.

Орфей. Да. На мгновение проникну в тебя. Целую минуту я буду верить, что мы два сплетённых стебля одного корня. А потом мы разойдёмся и нас снова станет двое. Две тайны, две лжи. Двое. (Ласкает её. Мечтательно). А что, если бы однажды вдохнула меня вместе с воздухом, поглотила меня. Как было бы чудесно. Я стал бы совсем крошечным внутри тебя, мне было бы тепло, мне было бы хорошо.

— Если бы я могла говорить...

— Мне кажется, что для особы, которая может не говорить, ты говоришь много. Много! Слишком много!

У каждого из нас есть свой дар. Нужно только найти его и развивать.

Понадобилось умереть, чтобы я понял, что у меня есть сердце.

— Ваша профессия?

— Поэт.

— В карточке сказано «писатель».

— Это почти тоже самое.

— Тут не существует «почти». Что вы подразумеваете под словом «поэт»?

— Это значит писать, не будучи писателем.