Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Благословение и проклятие могут ли содействовать счастью или навлекать бедствия на тех, к кому относятся?

Ответ: Бог не слушает несправедливых проклятий, и тот, кто произносит их, виновен в глазах Его. Так как в мире существует добро и зло, то проклятие может иметь временное влияние даже в материальном отношении, но влияние это бывает только действительно по воле Божьей, и в таком случае может увеличивать испытание того, к кому относится. Впрочем, большей частью проклинают злых и благославляют добрых. Благословение и проклятие никогда не могут отклонить Провидения от пути справедливости. Оно порожает проклятого только в том случе, если он заслуживает этого, и покровительствует только тому, кто этого достоин.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Отчего страждущие классы в обществе более многочисленны, нежели счастливые?

Ответ: На самом деле ни один из них не является вполне счастливым, и то, что считают счастьем, чаще всего таит в себе острые страдание. Страдание повсюду. Всё же, чтобы ответить на твою мысль, я скажу, что классы, которые ты называешь страждущими, более многочисленны оттого, что планета ваша есть место искупления. Когда человек превратит её в место, где царит добро и живут благие духи, тогда на ней не будет больше несчастных и она станет для человека земным раем.

Вопрос: Души, которые должны соединиться, предназначены ли к этому с начала своего существования, и имеет ли каждый из нас где-нибудь во Вселенной свою половину, с которой он будет некогда неизбежно соединён?

Ответ: Нет, между двумя душами не бывает особенной, неизбежной связи. Связь существует между всеми духами, но в различной степени, в зависимости от разряда, занимаемого ими, то есть, в зависимости от достигнутого ими совершенства: чем совершеннее они, тем связь их сильнее. От несогласия рождаются все бедствия человечества; от согласия же зависит полное счастье.

Вопрос: Каков может быть характер миссии завоевателя, имеющего целью лишь удовлетворение своего честолюбия, не отступающего ради достижения этой цели ни перед какими бедствиями, которые она влечёт за собой?

Ответ: Чаще всего он лишь орудие, которым Бог пользуется ради исполнения Своих замыслов, и бедствия эти нередко просто средство, чтобы ускорить продвижение того или иного народа.

Вопрос: Тот, кто является орудием этих преходящих бедствий, чужд ведь благу, которое может из них выйти, ибо он ставил перед собой лишь некоторую личную цель. Так зачтётся ли ему это невольное благо?

Ответ: Каждому воздаётся по делам его, по тому благу, которое он хотел сделать, и благородству его устремлений.

Знайте ещё и то, что не всё, что кажется вам злом, есть действительно зло; часто последствием зла бывает добро большее самого зла; но вы не понимаете этого потому что думаете только о себе и о настоящем времени.

Вопрос: Можно ли как-то связать жестокость с инстинктом разрушения?

Ответ: Это и есть инстинкт разрушения с тем, что только есть в нём самого дурного, ибо если разрушение иногда необходимо, то в жестокости никогда нет необходимости; она всегда следствие порочной природы.

Вопрос: Можно ли в состоянии земной жизни, ведя себя хорошо, сделаться чистым духом, миновав все промежуточные стадии?

Ответ: Нет, потому что то, что человек считает совершенным, далеко ещё от полного совершенства; есть качества, вовсе ему не известные, которых он не только достигнуть, но и постичь не может. Он может сделаться так совершенен, как только доступно его земной природе, но это далеко ещё не полное совершенство.

Вопрос: Как примирить либеральные мнения некоторых людей с тем деспотизмом, какой они зачастую проявляют в своём быту и со своими подчинёнными?

Ответ: Они понимают естественный закон, но это понимание имеет у них противовесом гордыню и эгоизм. Они понимают то, что должно быть, если только их принципы не являются комедией, разыгрываемой по расчёту, но они им не следуют.

Вопрос: Зачтётся ли им в иной жизни исповедование здесь иных принципов?

Ответ: Чем больше у человека ума, чтоб понять какой-либо принцип, тем менее ему извинительно не применять его к самому себе. Говорю вам истинно, что простой, но искренний человек более продвинулся на пути Божьем, нежели тот, кто желает только слыть, а не быть.

Вопрос: Каким образом скитающиеся духи обучаются? Они делают это, надо полагать, не так, как мы?

Ответ: Они изучают свое прошлое и ищут средства возвыситься. Они смотрят, наблюдают, что происходит в тех местах, которые они посещают; они слушают речи людей просвещённых и суждения духов, продвинутых более, чем они, и всё это наводит их на мысли, которых у них не было прежде.

Вопрос: Предосудительно ли желать богатства, если желают его ради того, чтобы творить добро?

Ответ: Это желание, без сомнения, похвально, когда оно чисто; но всегда ли желание это на поверку оказывается бескорыстным и не скрывается ли за ним какая-то задняя мысль о собственной выгоде? Ведь самая первая персона, каковую обыкновенно желают облагодетельствовать, не есть ли зачастую мы сами?

Вопрос: Бывают ли дети, рождающиеся мёртвыми, которые не были назначены для воплощения духа?

Ответ: Да, бывают такие дети, для которых не было назначено духа. Им ничего и не предстояло. В таком случае ребёнок является только для испытания родителей.

Вопрос: Такого рода существо может ли быть доношено до конца?

Ответ: Да, иногда, но тогда оно не живёт.