Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: День поминовения умерших, исполнен ли он для духов торжественности? Готовятся ли они к встрече с теми, кто приходят молиться над их останками?

Ответ: Духи приходят на мысленный зов в этот день, как и во всякий иной.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Душа, возвращающаяся в духовную жизнь, чувствительна ли она к почестям, воздаваемым её безжизненной оболочке?

Ответ: Когда дух уже достиг определённой степени совершенства, у него нет более земного тщеславия и он понимает ничтожество всего этого; но знай всё же, что зачастую бывают такие духи, которые в первые мгновения своей материальной смерти испытывают величайшее удовольствие от оказываемых им почестей либо же досаду по поводу заброшенности своей оболочки: ибо они сохраняют ещё некоторые из земных предрассудков.

Привязанность духа к какому-то определённому месту, клочку земли — признак нравственной неполноценности. Чем одна пядь земли лучше другой для высокого духа?! Разве не знает он, что душа его будет соединена с теми, кого он любит, даже если кости их и окажутся разделёнными?!

Вопрос: Отдыхает ли душа во время сна, как и тело?

Ответ: Нет, дух никогда не остаётся бездеятельным. Во время сна нити, связующие его с телом, послабляются, и так кaк тело не имеет в нём нужды, он пробегает пространства и вступает в более прямое сношение с другими духами.

Вопрос: Присутствует ли дух на своём траурном шествии?

Ответ: Очень часто он присутствует там, но порою он не вполне осознаёт, что там происходит, если всё еще пребывает в смятении.

Вопрос: Насколько ему приятно видеть тех, кто присутствуют на траурной церемонии?

Ответ: Это зависит от чувства, которое их сюда привело.

Вопрос: Почему мы не всегда помним о том, что нам снилось?

Ответ: В том, что ты называешь сном, присутствует лишь то, что есть не более чем отдых тела, ибо дух пребывает в постоянном движении; там он вновь обретает что-то от своей свободы и общается с теми, кто ему дорог либо в этом мире, либо в мирах иных; но так как тело является производным материи тяжелой и грубой, то оно с трудом удерживает впечатления, полученные духом, ибо дух получил их не через органы тела.

Вопрос: Бывают ли дети, рождающиеся мёртвыми, которые не были назначены для воплощения духа?

Ответ: Да, бывают такие дети, для которых не было назначено духа. Им ничего и не предстояло. В таком случае ребёнок является только для испытания родителей.

Вопрос: Такого рода существо может ли быть доношено до конца?

Ответ: Да, иногда, но тогда оно не живёт.

Вопрос: Так как соединение духа с телом бывает полным только после рождения, то можно ли считать, что зародыш не имеет души?

Ответ: Дух, который должен одушевить его, существует некоторым образом вне его; следовательно, строго говоря, он не имеет души, потому что воплощение ещё не совершилось; но он связан с душой, которая должна его одушевить.

Знайте ещё и то, что не всё, что кажется вам злом, есть действительно зло; часто последствием зла бывает добро большее самого зла; но вы не понимаете этого потому что думаете только о себе и о настоящем времени.

Вопрос: Дух, однажды вступив уже в период человечества, сохраняет ли следы того, чем он был прежде, — следы своего состояния во время периода, который можно бы назвать периодом дочеловеческим?

Ответ: Это зависит от времени, протёкшего между двумя периодами, и от прогресса, совершённого духом. В течение нескольких первых воплощений на нём может оставаться более или менее ясное отражение первобытного его существования, потому что в природе нет резких переходов; всегда есть звенья, поддерживающие непрерывность как цепи существ, так и событий, но следы эти изглаживаются по мере развития свободной воли. Первоначально прогресс совершается медленно, потому что не поддерживается ещё волей; по мере же того, как дух приобретает больше сознания, прогресс его идёт быстрее.

Вопрос: Могут ли духи становиться хуже?

Ответ: Нет, но по мере того как они продвигаются в своём развитии, они лучше понимают, что отдаляет их от совершенства. Когда дух выдержал испытание, он сделал шаг вперёд, у него остаётся опыт, и он не забывает его никогда. Он может оставаться на одной степени развития, но назад он не возвращается.