Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Душа, возвращающаяся в духовную жизнь, чувствительна ли она к почестям, воздаваемым её безжизненной оболочке?

Ответ: Когда дух уже достиг определённой степени совершенства, у него нет более земного тщеславия и он понимает ничтожество всего этого; но знай всё же, что зачастую бывают такие духи, которые в первые мгновения своей материальной смерти испытывают величайшее удовольствие от оказываемых им почестей либо же досаду по поводу заброшенности своей оболочки: ибо они сохраняют ещё некоторые из земных предрассудков.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Присутствует ли дух на своём траурном шествии?

Ответ: Очень часто он присутствует там, но порою он не вполне осознаёт, что там происходит, если всё еще пребывает в смятении.

Вопрос: Насколько ему приятно видеть тех, кто присутствуют на траурной церемонии?

Ответ: Это зависит от чувства, которое их сюда привело.

Вопрос: Духи, о которых забыли и могилы которых никто не навещает, приходят ли они туда, несмотря на это, и испытывают ли они сожаление от того, что никто их не вспомнил?

Ответ: Какое значение могут иметь для них земные дела?! Их влечёт к вам лишь сердечная привязанность. И если любви нет, то нет более ничего, что бы у вас могло привязать к себе духа: вся Вселенная — его.

Привязанность духа к какому-то определённому месту, клочку земли — признак нравственной неполноценности. Чем одна пядь земли лучше другой для высокого духа?! Разве не знает он, что душа его будет соединена с теми, кого он любит, даже если кости их и окажутся разделёнными?!

Мы неправильно воображаем, что действие духов должно проявляться непременно посредством необыкновенных явлений Но так как этого не бывает, то вмешательство их незаметно для нас, и всё, что совершается при их содействии, кажется нам естественным, так, например, два человека могут встретиться по внушению духов, а между тем, встреча эта будет казаться случайной; они могли внушить человеку мысль пройти по такому-то месту; могут обратить его внимание на такой-то предмет, если это поможет привести к желаемому результату.

Вопрос: Душа животного, пережившая тело, находится ли она после смерти, как и душа человека, в скитающемся состоянии?

Ответ: Это своеобразное скитание, поскольку душа здесь не соединена с телом, но это не блуждающий дух. Блуждающий дух есть существо мыслящее и поступающее в согласии с собственной свободной волей. Дух животных не обладает этой способностью. Самосознание — это главное свойство духа. Дух животного классифицируется вслед за своей смертью духами, обязанностью которых это является, и почти сразу же используется для дальнейших воплощений; у него нет времени вступить в отношение с другими духовными существами.

Вопрос: Не зависим ли инстинкт от разума?

Ответ: Нет, не совершенно зависим, потому что это род разума. Инстинкт есть нерасуждающий разум, благодаря которому все существа удовлетворяют свои потребности.

Вопрос: Будет ли верным выражение, что по мере того, как способности разума увеличиваются инстинкты уменьшаются?

Ответ: Нет, инстинкт всегда существует, но человек им пренебрегает. Инстинкт также может вести к добру, и он почти всегда руководит нами и иногда лучше, чем ум; он никогда не заблуждается.

Вопрос: Есть люди, которые из того факта, что животные в конце концов оставляют своих детёнышей, делают вывод, будто у человека семейные узы суть не более чем результат общественных нравов, а не закона природы. Что мы должны об этом думать?

Ответ: У человека иная судьба, чем у животных. К чему, стало быть, всё время желать уподобить его им?! У него, помимо физических потребностей, есть ещё иное свойство: это необходимость прогресса. Для прогресса необходимы общественные связи, а семейные узы укрепляют эти связи. Вот почему для человека семейные узы — закон природы. Бог пожелал, чтобы люди научились в них братской любви друг к другу.

Вопрос: Дух, одушевлявший тело мужчины, может ли в новом существовании одушевлять тело женщины и наоборот?

Ответ: Да, одни и те же духи одушевляют мужчин и женщин.

Богатство даётся не для того, чтобы бросать его на ветер или беречь в сундуках; это залог, в котором людям придётся отдать отчёт, ибо они ответят за всё то добро, которое могли сделать при богатстве, но не сделали, за все слёзы, которые могли осушить деньгами, брошенными тем, которые в них не нуждались.

Вопрос: Два взаимно симпатизирующие духа служат ли дополнением один дух другому, или же симпатия эта есть результат их совершенного тождества?

Ответ: Симпатия, привлекающая одного духа к другому, есть результат совершенного согласования их склонностей; если бы один служил дополнением другому, то каждый из них терял бы свою индивидуальность.

Вопрос: Тождество, необходимое для полной симпатии духов, выражается ли только в сходстве мыслей и чувств, или ещё и в однаковости приобретённых знаний?

Ответ: В одинаковости степени развития.