Мария Фариса. Сказки для беспокойных

Другие цитаты по теме

Девочек с ранних лет сажают на поводок: не ходи, не стремись, не желай. Загоняют в частокол из запретов, подстилают чувство вины — ты женщина, твоё дело служить мужчине, кормить его, рожать ему, беречь его дом и молчать, потому что всё, что ты говоришь, неважно.

— Погляди, как танцует.

— Кто? — спрашивал я.

— Война, — отвечал он. — Мужиков выманивает из родных домов и пожирает. Только косточки отправляет обратно.

— Значит, война живая?

— Живая, — говорил отец и глядел на мою маму.

С семи лет девочки в наших горах учатся мастерству, чтобы к юности ни от кого не зависеть. В четырнадцать лет девочка может прокормить и одеть себя на вырученные от рукоделия деньги. Ежедневно девица приумножает свой капитал, чтобы после свадьбы в муже не раствориться. И уйти без потерь для себя, если с мужем плохо.

Женщине главное правильно выбрать мужчину, а потом — идти за ним, куда поведёт, и не сомневаться.

— ... небо стало… нет, не чёрным. Что темнее чёрного?

— Женская ярость.

Годы становились короче, мелькали, один от другого не отличаясь. Вертелось колесо одинаковой жизни. Люди помоложе перенимали у людей постарше многолетние ритуалы. Дети выросли, с родительской помощью обустроили свои жизни. Под землю ушли все, кто твердил Зариме и Нариману «надо». Теперь их держали вместе лишь стены.

Когда женщина действует вместо мужчины, в её жизни всё скомкано, всё не как надо.

В одиночестве Рубен наблюдал за зверьём, за птицами, за жуками. Понял, что люди — те же барашки: идут, куда направят, ищут еду, рожают детёнышей, умирают. И после этих мыслей так со стадом сроднился, что, когда осенью спустился с гор и пришёл проведать мать, сказал:

— Я теперь навсегда с ними. У меня шерстяное сердце. Они научили меня из простоты добывать радость.

Там, откуда ты пришла, женщина несётся, словно её кнутом погоняют. Сама ищет себе мужчину, сама знакомится. Из спешки выбирает не того, кого нужно. Потом толкает мужчину к свадьбе, не разрешает себе дождаться, пока мужчина созреет.