семейная жизнь

Я часто говорю молодым людям, которым предстоит жениться, молодым супругам, вступающим на общий семейный путь:

– Будьте осторожны, вас подстерегает страшный враг!

А они недоумевают. Какой враг? Мы сейчас вступаем на семейный путь. Их мысли приходят в смятение и передаются друг другу. Я снова повторяю им:

– Это очень опасный враг.

Они снова недоумевают. Вижу их недоумение, а также и страх, который отпечатывается на их лицах.

– Какой враг, батюшка?

Этот враг – эгоизм. Когда ты вступаешь на общий семейный путь с другим человеком, то принимаешь Божию благодать и идешь по этому пути. И никогда не думай, что враг, которого ты должен победить, – это недостатки твоей половинки. То, что необходимо преодолеть, – это твой эгоизм. Если каждый из нас преодолеет свой эгоизм, то брак действительно станет любящим сообществом с гармоничными взаимоотношениями и будет иметь Божию благодать, вместо того чтобы стать полем взаимного уничтожения.

Церковь никогда не утверждала, что дети — главная цель брака. Главной целью является любовь между супругами... Иногда возникает соблазн выстраивать свою жизнь только вокруг детей. Это — серьезная ошибка!

Именно любовь между отцом и матерью должна лежать в основе любой семьи. От качества отношений между отцом и матерью напрямую зависит, какими людьми вырастут их дети.

…Лежишь, бывало, ночью без сна и только тем и утешаешься, что воображаешь во всех подробностях, как сейчас спустишься в кухню, найдешь топор и трахнешь ее по голове, так что на подушке только кровавый пудинг останется! Эх, Чарльз, что ты знаешь о семейных радостях.

Семейная жизнь порой складывается так, что, даже когда счастье кончается, остается душевное довольство, которое не захочешь сменить ни на что другое. Лишь очень редко муж и жена с годами черпают друг в друге все больше радости и продолжают излучать счастье.

Брак от Бога и условия крепкого союза — во взаимной любви мужа и жены. Не столько внешней любви, сколько — внутренней, духовной. Именно с потерей духовной любви рушится брак. Если же в семью вошли ревность и раздор, значит — уходит любовь. А мир в семье может быть достигнут только через христианскую любовь и единомыслие. Кто больше любит, тот больше и прощает, с этим пропадают разом дикая ревность и всякое подозрение.

Многие в наше время боятся создать семью. Оказывается, этот самый пресловутый штамп в паспорте — серьёзная проблема. Люди говорят: зачем? Мы любим друг друга, нам вместе хорошо — пока что. А потом — кто знает? Мы не хотим себя обременять лишними обязательствами. А то начнётся потом делёж имущества, алименты — нам это не нужно. Почувствуем, что не срослось — разбежимся.

И получается, что эта любовь — не любовь вовсе, а в лучшем случае влюблённость, которая не готова ни к испытаниям, ни к труду, ни к ответственности. Те, кто боится загса, — они просто не верят друг в друга. Как сказал Чехов, в Бога верить легко — а вы в человека уверуйте. А это очень непросто.

Так что вот именно этим семья и отличается от сожительства, которое нынче политкорректно называют гражданским браком: семья предполагает веру друг в друга, ответственность друг за друга, волю к преодолению неизбежных разногласий, решимость вместе противостоять жизненным трудностям. А всё это вместе и есть любовь.

Когда я был молодым, то думал, что жизнь – это страдание, а в старости я понял, что Богу угодно, чтобы мы были счастливы.

Из-за того, что семья разрушена, наш народ угрюм и несчастлив, потому что человек может быть счастлив на земле, только если у него есть полноценная семья.

Чего бы человек ни достиг – карьеры, славы, богатства, – счастье дает только семья.

Жить среди любимых и этим людям служить – высшее счастье и блаженство.

Один человек спросил меня: «Геронда, что больше всего соединяет мужа с женой?» — «Признательность», — ответил я ему. Один человек любит другого за то, что тот ему дарит. Жена даёт мужу доверие, преданность, послушание. Муж даёт жене уверенность в том, что она находится под его покровом, защитой. Жена — хозяйка дома, но и главная служанка в нём. Муж — властитель дома, но и носильщик его тяжестей».

Если открываешь тайны своей семейной жизни перед другими людьми – то даёшь им власть над своей семейной жизнью. А люди не все ведь порядочные. Ни в коем случае не следует ни хвалиться, ни радоваться, ни огорчениями своими делиться. Это внутренняя, очень таинственная жизнь, ее надо беречь. Человек может в семье и слабость проявить, но он именно в семье ее проявил, он-то надеялся, что близкие его поймут. Он, возможно, в другой ситуации не проявил бы ее, а здесь не сдержался, немощь свою показал, но не потому, что отыгрывается на близких, а оттого, что верит им. Муж жене открывает душу свою, потому что доверяет, как на исповеди доверяют священнику, и когда происходит нарушение тайны, это очень близко к разглашению исповеди. Печально, когда начинают друг над другом насмехаться, рассказывать тайны, уничижать. Это говорит о порочности того человека, который себе позволяет так поступать, об отсутствии мудрости.