Образование делает хорошего человека лучше, а плохого — хуже.
Образование облагораживает душу, а этого на военной службе не требуется.
Образование делает хорошего человека лучше, а плохого — хуже.
Что затеяли эти ученики и их учительница? Вот вам и образование!.. Моя спина... [снова падает]
— Ну-с, прекрасно, господа! Прекрасно! А теперь я желал бы знать ваше мнение ещё по одному предмету: какую из двух ныне действующих систем образования вы считаете для юношества наиболее пригодной и с обстоятельствами настоящего времени сходственною?
— То есть классическую или реальную?
— Господа, откровенно говоря, мы даже не понимаем вашего вопроса. Никаких двух систем образования я не знаю, а знаю только одну систему. И эта одна система может быть выражена в следующих немногих словах: не обременяя юношества излишними знаниями, всемерно внушать им, что назначение обывателей в том состоит, чтобы беспрекословно и со всею готовностью выполнять начальственные предписания! Ежели сии предписания будут классические, то и исполнение должно быть классическое, если же сии предписания будут реальные, то и исполнение должно быть реальное! Вот и всё, господа. Затем никаких других систем, ни классических, ни реальных — мы не признаём!
Образование — период, во время которого Вы обучаетесь кем-то, которого Вы не знаете, о чем-то, что Вы не хотите знать.
Ты подумай, кто мы были,
Что мы делали,
Что мы крали: мыло, бублики и квас.
Мелко плавали и слишком
Много бегали,
Кроме сыщиков, никто не знает нас.
Мы обчистили купальню -
Все решили: это ветер
Утащил четыре шляпы и капот.
Мы ограбили читальню -
Хоть бы кто-нибудь заметил,
А ведь вроде образованный народ!
Они говорят: «Рождённый ползать — не взлетит»,
Но ты бы видел, как я вылетел из универа!
«Я философию, науку всех наук,
До точки превзойду, законов древних своды
Постигну, тайны числ, врачебные мето́ды
И богословских книг не выпущу из рук;
Рапира, лютня, кисть украсят мой досуг», -
Так я себе твердил, такой искал свободы,
Когда в Италию отправился на годы
И променял на Рим свой дом и ближний круг.
И что ж я приобрел? На что убил я время?
Тоска да хлопоты, старенья злое бремя -
Вот все премудрости, что я постичь сумел.
Так снятся моряку златые самородки,
А возвращается он с бочкою селедки
И рад уж до смерти, что сам остался цел.
Ослу образованье дали.
Он стал умней? Едва ли.
Но раньше, как осёл,
Он просто чушь порол,
А нынче — ах злодей -
Он, с важностью педанта,
При каждой глупости своей
Ссылается на Канта.
— Полагаю, университет играл важную роль в вашей интеллектуальной жизни?
— Да, играл. Именно там мы обычно покупали сандвичи.
Что увидят учёные будущего, изучая эпоху и нас? Портрет женщины наших дней? «Вас взяли бы на должность домохозяйки?» Вот, полюбуйтесь. Иллюстрация того, как выпускница, получившая красный диплом, занимается тем, ради чего она училась. «Как снять мерку с жены для гладильной доски!» Обладательница стипендии Родса. Интересно, цитирует ли она Чосера, когда мужнины рубашки гладит? Ну, а выпускнице факультета физики легко определить объём блюда из мяса! «Корсет, несущий вам свободу»! Как это понять?! Что это значит?