Николай Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого

Борьба против зла легко сама приобретает характер зла, заражается злом. Есть зловещая моральная диалектика манихейского дуализма. Слишком большие враги зла сами делаются злыми. Это парадокс борьбы со злом и злыми: добрые для победы над злыми делаются злыми и не верят в другие способы борьбы со злыми, кроме злых способов. Доброта вызывает к себе пренебрежительное отношение и кажется неинтересной и пресной. Злость же импонирует и кажется интереснее и красивее. Люди борьбы думают, что злость умнее доброты. Проблема тут в том, что, в сущности, нельзя осуществлять целей добра, добрых целей. Это слишком легко ведет к злу, к злым средствам.

0.00

Другие цитаты по теме

Первый вопрос, который может задать каждый сам себе — для чего ты живёшь, человек, цель жизни? И вот её я бы сформулировал так, как меня с детства приучили мои родители — делать людям добро, и в этом очень значимое понятие, и второе, вытекающее из первого: не делать людям зла. Надо бороться со злом, но зла самому не делать.

Не бывает пустых мест в природе — там, где нет добра, обязательно поселяется зло.

Я утверждаю, что добро всегда побеждает зло, а терпение сильнее самурайского меча.

И в тот миг мне казалось, что лицо Данте похоже на карту мира. Светлого мира — без зла и пороков.

Вот это да, — думал я, — мир, в котором нет зла.

Наверное, нет ничего прекраснее.

Как добра не бывает без зла, так и белого не может быть без черного.

Добро всегда побеждает зло! Раз я победил, значит я добрый!

Шёл волшебник злой на поезд,

Шёл себе, не торопясь,

Шёл, совсем не беспокоясь,

Что кругом и пыль и грязь.

На дела дурные ловок -

Шесть обидел малышей,

Шесть поставил мышеловок,

Чтоб поймалось шесть мышей,

Не один порвал учебник,

Те, что «Волшебгиз» издал,

И, конечно, злой волшебник

На вокзал не опоздал.

И, конечно, злой волшебник

На вокзал не опоздал.

Добрый тем же шёл маршрутом,

Шёл, на поезд торопясь,

Задержался на минуту,

Чтоб убрать и пыль и грязь.

Он не мог смириться с фактом,

Что погибнут шесть мышей,

Задержался, чтобы как-то

Успокоить малышей,

И учебники жалея,

Те, что «Волшебгиз» издал,

Он собрал их все и склеил,

Но на поезд опоздал.

Он собрал их все и склеил,

Но на поезд опоздал.

Человеку дана свобода в опыте богоотрицания, и свобода эта гарантируется кенозисом и incognito Бога. Атеизм есть лишь опыт в жизни человека, диалектический момент богопознания. Но есть два типа атеиста – атеист страдающий и атеист злобный. Я не буду говорить об атеисте легкомысленном. Достоевский изображает страдающих атеистов. Ницше был страдающим атеистом. Но есть атеисты злобные и самодовольные, которые говорят: «Слава Богу, что Бога нет». Страдающий атеизм есть форма религиозного опыта и даже благочестия. Атеизм злобный обыкновенно значит, что человек не выдержал испытания непомерных страданий мира и человека, он хуже первого типа атеизма, но и он означает прежде всего воспитание против ложных, унизительных идей о Боге. Поэтому верующие не должны свысока относиться к атеистам, должны вникать в чужой опыт, в чужие испытания. Тем более что у верующих вера иногда слишком легко им досталась.

Если платить добром за зло, чем же тогда платить за добро?