Николай Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого

Борьба против зла легко сама приобретает характер зла, заражается злом. Есть зловещая моральная диалектика манихейского дуализма. Слишком большие враги зла сами делаются злыми. Это парадокс борьбы со злом и злыми: добрые для победы над злыми делаются злыми и не верят в другие способы борьбы со злыми, кроме злых способов. Доброта вызывает к себе пренебрежительное отношение и кажется неинтересной и пресной. Злость же импонирует и кажется интереснее и красивее. Люди борьбы думают, что злость умнее доброты. Проблема тут в том, что, в сущности, нельзя осуществлять целей добра, добрых целей. Это слишком легко ведет к злу, к злым средствам.

0.00

Другие цитаты по теме

Я утверждаю, что добро всегда побеждает зло, а терпение сильнее самурайского меча.

И в тот миг мне казалось, что лицо Данте похоже на карту мира. Светлого мира — без зла и пороков.

Вот это да, — думал я, — мир, в котором нет зла.

Наверное, нет ничего прекраснее.

Как добра не бывает без зла, так и белого не может быть без черного.

Добро всегда побеждает зло! Раз я победил, значит я добрый!

Добро и зло абстрактным не бывает.

Шёл волшебник злой на поезд,

Шёл себе, не торопясь,

Шёл, совсем не беспокоясь,

Что кругом и пыль и грязь.

На дела дурные ловок -

Шесть обидел малышей,

Шесть поставил мышеловок,

Чтоб поймалось шесть мышей,

Не один порвал учебник,

Те, что «Волшебгиз» издал,

И, конечно, злой волшебник

На вокзал не опоздал.

И, конечно, злой волшебник

На вокзал не опоздал.

Добрый тем же шёл маршрутом,

Шёл, на поезд торопясь,

Задержался на минуту,

Чтоб убрать и пыль и грязь.

Он не мог смириться с фактом,

Что погибнут шесть мышей,

Задержался, чтобы как-то

Успокоить малышей,

И учебники жалея,

Те, что «Волшебгиз» издал,

Он собрал их все и склеил,

Но на поезд опоздал.

Он собрал их все и склеил,

Но на поезд опоздал.

Если платить добром за зло, чем же тогда платить за добро?

Никто не безупречен или идеален настолько, чтобы судить других. Неважно, какими добрыми они выглядят, у всех есть темная сторона.

Вечная беда России, все-то у нас перепуталось: добро защищают мерзавцы, а злу служат мученики и герои.

Свобода составляет противоположность двойным стандартам; чтобы отличить, что есть добро и что есть зло, достаточно ответить себе на вопрос: если все без исключения и повсеместно станут поступать неким образом (воровать, убивать, грабить, совершать всякое иное насилие, жить за чужой счет, подставлять, подсиживать и т. д.), какие будут последствия, каким станет мир?