Хаяо Миядзаки

Говорят, что нужно смотреть в лицо реальности, но лично мне сила фантазии предоставляла место, где я сам могу быть героем. Даже если это не анимация или манга, это могут быть старинные истории или легенды. Человечество придумало их для того, чтобы помочь нам выжить.

Мы лишены возможности выбирать время и место нашего рождения. Мы выбираем один жизненный путь и теряем возможность узнать, куда бы нас привели другие бесчисленные дороги. И я думаю, что именно по этой причине фантастические миры из мультфильмов так точно совпадают с нашими надеждами и стремлениями. Они иллюстрируют мир наших потерянных возможностей.

Жизнь — штyкa тяжeлaя, нo дeтям, пoкa oни дeти, этoгo знaть нeoбязaтельно.

Посмотри туда. видишь тот дом, который весь покрыт плющом? Что если с той крыши перепрыгнуть на следующую, промчаться по сине-зеленой стене, взобраться вверх по трубе, пробежаться по крыше и прыгнуть на соседнюю? В анимации это возможно. Бег по проводам может открыть для тебя нечто новое. Когда смотришь с высоты, так много вещей открывается тебе. Становится возможным мчаться по бетонной стене. И внезапно твой скучный город превращается в магический фильм. Разве не здорово видеть вещи именно таким образом? Кажется, будто ты в состоянии очутиться в другом мире. Может это и возможно.

Я признаю: рисованная анимация умирает. Мастера рисованной анимации скоро станут не нужны, как когда-то стали не нужны создатели фресок. Но я счастлив, что мне довелось провести в этом умирающем ремесле больше сорока лет.

Мы живём в эпоху, когда дешевле и выгоднее купить права на фильм, чем снять его.

Я полагаю, что детские души наследуют историческую память предыдущих поколений. Потом, когда они начинают взрослеть, доставшаяся им память становится все более и более недосягаемой. Поэтому больше всего на свете я хочу сделать фильм, который способен разбудить в людях эту память. Если я сделаю это, я точно смогу умереть счастливым.

Тот, у кого недостаточно опыта и наблюдений, вряд ли может называть себя аниматором. Однажды, когда мы разрабатывали сцену с горящим огнем, часть моих сотрудников призналась мне, что они никогда не видели горящих дров. И я сказал им: «Останавливаем работу. Поезжайте и посмотрите». В тот момент я подумал, что, наверное, я очень старый. Потому что я помню то время, когда все японские бани топились при помощи дров. А сегодня ты просто нажимаешь кнопку.

Обретение свободы — самая большая радость, доступная человеку.

Анимация — это когда ты берешь карандаш и несколько листов бумаги и начинаешь рисовать линию за линией. Причем не потому, что хочешь изобразить что-то определенное, а потому, что в процессе рисования открываешь что-то новое и совершенно неожиданное.