Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах: 12 июня 1942 - 1 августа 1944

Мне кажется, что я птица, у которой вырвали крылья, и которая в темноте бьется о прутья своей решетки. Все кричит во мне: я хочу воздуха, света и смеха! Но я не отвечаю этому голосу и ложусь на диван, чтобы немного поспать, уйти от тишины и постоянного страха — ах, ведь мы живые люди.

0.00

Другие цитаты по теме

Даже смерть не казалась теперь такой уж страшной. В конце концов она придет ко всем. Зачем бояться её раньше времени?

Нет, не смерти она боялась. Она боялась жизни, которая стала напоминать ей серую комнату ожидания в отделении реанимации.

Страх смерти — самый сильный из всех страхов. Ведь когда осознаешь, что конец близко, хватаешься за жизнь так, как никогда прежде.

В жизни не получается так, как думаешь. Свобода бывает только у тебя в голове.

Когда жизнь наносит один из самых страшных ударов — смерть отца или матери, разрыв отношений с близким другом, положительный тест на страшную болезнь или на нежелательную беременность, смертный приговор или последний шаг с крыши небоскреба, — в какой-то момент человека охватывает абсолютная беспечность, почти эйфория, и возникает ощущение, что наконец-то обрезана та нить, что привязывает всех нас к нашим надеждам. Человек по инерции отлетает в противоположном направлении и оказывается во власти полной, но мимолетной свободы.

— Видишь ли, если б ты сама совершила это самоубийство, я был бы вынужден отправить тебя в костер... Шутка! Тебя бы пришлось отправить на вечные скитания среди живых. А я бы этого не вынес, ибо не смог бы существовать без тебя в своем мире. А вот когда наступает естественная смерть, тогда душа свободна, понимаешь?..

Больному сердцу любо

Строй жизни порицать.

Всё тело хочет грубо

Мне солнце пронизать,

Луна не обратилась

В алтарную свечу,

И всё навек сложилось

Не так, как я хочу.

Кто дал мне землю, воды,

Огонь и небеса,

И не дал мне свободы,

И отнял чудеса?

Я уже умер из-за своего страха смерти. Я видел смерть так близко. Лучше умереть для того, чтобы кто-то смог жить полной жизнью. У меня есть только свобода, чтобы сделать их тоже свободными!

— Чего вы боитесь?

— Больше всего того, что жизнь стала слишком реальной, она утратила былую красоту, утратила безмятежность тех прежних дней, милых моему сердцу. Я не приспособлен жить в этом мире, а мир, которому я принадлежу — исчез с приходом войны. Я видел кровавое месиво из людей, снарядами рвало моих друзей на куски... Бог сохранил мне жизнь, но она для меня хуже смерти. В новом мире мне нет места и мне страшно.

Мои родители расстались, когда мне было 12-13 лет, и мама умерла, когда мне было 16. Всё, что тогда существовало для меня — это музыка. Я хотел всё держать под контролем, словно от страха перед одиночеством. Я боюсь доверять людям, потому что не знаю, как это делается. Не понимаю, как это...