Жан-Батист Мольер. Ученые женщины

И каждый из троих несчастных этих ждет -

Раз напечатан он и втиснут в переплет, -

Что будут на него смотреть как на персону,

Что сможет он пером решать судьбу короны,

Что на малейший шум вокруг их новых книг

К ним пенсии должны слетаться в тот же миг...

Другие цитаты по теме

Незнанья право дать я женщине готов,

Лишь не видать бы в ней мне страсти исступленной

Ученой делаться лишь с тем, чтоб быть ученой.

Всё книги вечные — на кой они нам бес?

Плутарх — ну, тот хоть толст, для брыжей славный пресс.

Давно пора вам сжечь весь этот скарб ученый,

Науку завещав профессорам Сорбонны.

Сумеет справиться душа с таким ударом:

Я философией защищена недаром.

Во мне, сударыня, — я вам скажу по чести -

И тело и душа сосуществуют вместе.

Как тело мне забыть? Его огромна власть.

Люблю я целостно, и чувство столь живое

Велит, чтоб от любви своей желал всего я.

Я увидал в его галиматье словесной

Все то, что наш педант являет повсеместно:

Самовлюбленности надменную печать,

Упорство в том, чтоб зла кругом не замечать.

И пребывание в доверии беспечном,

Что держит дух его в самодовольстве вечном,

Из-за чего он горд значением своим

И в каждом слове так самим собой ценим!

Поэтому свою он славу ценит втрое,

Превыше почестей военного героя.

Да, мило мне невежество с тех пор,

Как разглядел иных ученых я в упор.

Я долго был в плену прекрасных ваших глаз,

И тиранией их унижен был не раз,

И стал искать, уйдя от стольких мук суровых,

Владыку подобрей и понежней оковы.

Возможно, читателю не слишком любопытно будет узнать, как грустно откладывать перо, когда двухлетняя работа воображения завершена; или что автору чудится, будто он отпускает в сумрачный мир частицу самого себя, когда толпа живых существ, созданных силою его ума, навеки уходит прочь. И тем не менее мне нечего к этому прибавить; разве только следовало бы еще признаться (хотя, пожалуй, это и не столь уж существенно), что ни один человек не способен, читая эту историю, верить в нее больше, чем верил я, когда писал ее.

Писатель оставляет после себя не то, что он хотел написать, а то, что он написал.