Александр Розенбаум — Песня еврейского портного

Девочка моя,

Завтра утром ты опять ко мне вернёшься,

Милая моя, фэйгелэ моя, грустноглазая,

Папа в ушко майсу скажет, засмеёшься.

Люди разные, и песни разные...

Кто же будет одевать их всех потом по моде?..

Ой, вэй!

Было время, были силы, жить не торопись.

Иногда богаче нищий, тот, кто не успел скопить.

Тот, кого уже никто нигде ничем не держит.

Нитки, бархат да иголки — вот и все дела.

Да ещё Талмуд на полке, так бы жизнь шла и шла...

Только жизнь вижу я всё реже, реже, реже...

Другие цитаты по теме

Но коль выпало мне питерцем быть,

Никогда Москва не станет родной,

Но я знать хочу её и любить,

Так покажите, москвичи, город свой.

Все становилось только хуже, особенно когда к делу подключились литовцы и украинцы. Эти были столь же продажны, как еврейские полицаи, но на иной манер. Они брали взятки, а после этого сразу убивали тех, от кого получили деньги. Убивали в охотку: ради спорта или удобства в «работе», для практики в стрельбе или просто ради развлечения.

Фары сквозь снег горят, светят в открытый рот,

Ссохшийся Ленинград... Корочки хлебной ждет!...

Вспомни-ка простор шумных площадей,

Там теперь не то — съели сизарей...

Там теперь не смех, не столичный сброд -

По стене на снег падает народ -

Голод...

И то там, то тут в саночках везут,

Голых...

... многим евреям, пусть ограбленным и хлебнувшим лиха, удавалось добраться до России. У моего коллеги всего лишь украли вещи и деньги, избили и прогнали прочь. Мы сочувствовали бедняге, но нам казалось, что для него было бы лучше, если бы он поступил так же, как мы. В основе нашего решения была не логика, а, как ни пафосно это прозвучит, наша привязанность к Варшаве.

Две пары честных глаз, как будто в первый раз,

Смотрели на меня, не отрываясь.

Я бросил им штаны, сел на пол у стены,

И, улыбнувшись, молвил: «Одевайтесь…»

Огонь в груди горел, но я в упор смотрел,

Как путалась жена в белье знакомом.

Как лучший мой дружок, надеть не мог носок:

Он был в гостях, а я, конечно, дома.

— Да и что это такое — народ? Стадо? Когда далеко, далеко, как фата-моргана, кажется еще летящим тебе навстречу будущим, надеждой, обещанием, но... очнулся, а тебя уже топчут копытами люди, лошади.

— Вдруг ты их чересчур разогнал, этих лошадей надежды? Ты же, брат, сам себя выпустил из бутылки, в которой всю отошедшую жизнь сидел, согнувшись в три погибели. Но ты выпустил еще нечто, показавшееся тебе дымом. А это кони. Просто скачут быстро так, что кажутся дымом. Растопчут.

— А в Иерусалиме не так?

— Там несколько иначе. Выбрался из бутылки и сразу припадаешь к земле: слышишь топот коней, которых еще не впрягли в колесницы, но, главное, слышишь тишину. Особенную. Как исцеление.

— Вы ничего не помните... Мне иногда кажется — это оттого, Саша, что вы — еврей. Вот вы живёте, молитесь своему Богу, ходите в синагогу, а когда вас начинают бить — вы садитесь по домам и молитесь своему Богу. Что у вас за Бог, Саша?

— У нас хороший Бог, мадам Иванова. Не хуже чем у вас. Каждый должен уважать своего Бога.

— Ну а почему вы не ходите в свою церковь? И потом, я прекрасно видела, как вы едите раков, а вы спросите любого еврея, что бывает еврею, когда он ест раков...

— Если бы наш Бог, мадам Иванова, пришёл бы на Землю и немножечко посмотрел бы, как мы все здесь живём, он бы обязательно разрешил есть раков... и даже разрешил бы есть свинину, если бы он немножечко посмотрел, как мы здесь все живём...

Ну вот они уже как будто бы в глиже,

И за столом сидим мы, как и прежде.

Стакан я выпил свой, потом налил другой

И речь толкнул: «За дружбу, мол, и нежность».

Довел я их до слез, и корешок завял,

И водку потянул в нутро покорно.

Да только не донес, я свой стакан поднял,

И выплеснул ему в родную морду.