Да много ли их на свете — добрых людей? Порой мне кажется, что они живут где-то в других мирах, а нашим миром правят только злые люди...
Толпой людей, а не теней
Полна казалась тьма.
Да много ли их на свете — добрых людей? Порой мне кажется, что они живут где-то в других мирах, а нашим миром правят только злые люди...
Ведь ничто так не способствует образованию человека, как свобода, при которой всё надо самому обдумывать и решать.
Я не зло сам по себе и не злился на других. Просто я понял жизнь и людей. Ты никому не нужен, если от тебя нет пользы. И это люди не со зла или чёрствости. Мы просто так устроены. Если тебе не интересен футбол, то ты пройдёшь мимо магазина фанатских товаров, как бы не изгалялся в рекламе его хозяин.
— Кто же мог сотворить такое?..
— Те, кому нравится причинять другим боль и страдания. Они существуют во многих обличьях, но имя для них только одно: зло. И понять их поступки часто невозможно. Единственное, что мы в силах сделать, — это пожалеть невинные жертвы и почтить их память.
... процитировал Владимира Соловьева: «Наша задача — понять наше предназначение. А как только мы его поймём, мы сразу его и исполним», — ну, Владимира, конечно, того, который Сергеевич. Но, видите ли, если бы задача была только понимать или, как в замечательной гипотезе Зотикова, которую я уже озвучивал, как-то поиграть в эти прятки и найти… Мне кажется, когнитивной задачи недостаточно. Задача — именно что-то сделать. Но вот что сделать? Интересную очень гипотезу предложил Юлий Дубов: ... поскольку божество безгрешно, то человек с самого начала, ещё с яблока, создан для того, чтобы грешить. То есть Господь как бы нами грешит — и за этот счёт приобретает вот такой опыт. Очень экзотическая версия, но выдающая типичного атеиста. Я все-таки думаю, что действительно человек создан для борьбы с неким самоуверенным, наглым и сознающим себя злом. Вот Мария Васильевна Розанова, с которой я тоже снесся по этому поводу, она как раз считает, что человек и создан для борьбы с сознательной мерзостью; мерзость, которая себя сознает и себе радуется, — вот только она зло. Но опять-таки другой вопрос: а кто же тогда создал эту мерзость? Тогда мы впадает в гностицизм. Ну, это всё… Я говорю, что обсуждение продолжается, потому что пока мы не поймём, зачем мы созданы, мы, видимо, этого предназначения не исполним. Кто-то замечательно мне написал, что человек лучше всего производит заблуждения. Так вот, весь вопрос в том, зачем Господу столько заблуждений?
Я начал понимать, на что способны люди. Всякий, прошедший войну и не понявший, что люди творят зло подобно тому, как пчела производит мёд, — или слеп, или не в своём уме.
Зона комфорта толпы – место, где рождается зло. Речь идет о явлении, когда человек поступает так же, как остальные. Он не хочет подвергаться социальному давлению и лишаться ощущения комфорта, что неизбежно произошло бы в случае, если бы он выделился из «стада». Люди, следовательно, не злы сами по себе, они лишь не способны противостоять толпе или высказать мнение, противоречащее мнению большинства.
— Ну что за люди пошли? Зло-то у них уже — это норма жизни... Никто уже в добро не верит.
— Люди не изменились — зло усовершенствовалось.
— Ну это спорный вопрос...
— За свою долгую карьеру журналиста вы нашли, что люди в основном добры?
— Нет. Нет, это ведь люди.