толпа

Когда количество людей увеличивается, то начинается война. Толпе денег не хватает.

Героев толпы делает толпа, истинные герои делают себя сами.

Как ты привык к плохим обоям

Убогой комнаты своей,

Но, лихорадкой беспокоим,

Увидишь в них проклятым роем

Драконов, мандрагор, чертей, —

Так, приглядись к толпе людей,

Одной и той же раз за разом,

Болезненно-раскрытым глазом, —

Увидишь в них ясней, ясней

Поток цветов, чертей, зверей —

И возопишь, и содрогнешься,

Но от него не отвернешься —

И вдруг постигнешь, что твое

С ним неразрывно бытие.

В толпе нет предумышленности; она может последовательно пройти всю школу противоречивых чувствований, но всегда будет находиться под влиянием возбуждений минуты. Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю.

В унылую пору,

В осенний пасмурный день

Один отправляюсь

На железнодорожный вокзал —

Посмотреть, побродить в толпе…

После гениев толпа не способна удержать суть, ее вершина – ухватить форму, ей под силу только копировать – не создавать. Так рождаются ремесла, и так же они вырождаются. Когда полностью теряется суть, и остается только мертвое подражание форме – исчезает даже ремесло. Помните разницу: ремесло – это форма, искусство – всегда и только содержание.

Зона комфорта толпы – место, где рождается зло. Речь идет о явлении, когда человек поступает так же, как остальные. Он не хочет подвергаться социальному давлению и лишаться ощущения комфорта, что неизбежно произошло бы в случае, если бы он выделился из «стада». Люди, следовательно, не злы сами по себе, они лишь не способны противостоять толпе или высказать мнение, противоречащее мнению большинства.

Толпа никогда не определяет справедливость! Толпа может линчевать, толпа может разрушить Бастилию, толпа может сделать всё, что угодно, но она не подменяет собой всё равно справедливое судебное рассмотрение.