— И в чем мораль басни?
— Какую тебе еще мораль? Это жизнь. Откуда в жизни мораль?
— И в чем мораль басни?
— Какую тебе еще мораль? Это жизнь. Откуда в жизни мораль?
Новую жизнь было решено начать с чистого листа. На первое место по значимости поставили строгое следование морали, созданной людьми ради собственного выживания. Её нормы стали считаться столь непреложными, что следование им стало синонимом самой человечности, принадлежности к человеческой расе.
Мораль легче всего отказывает не под влиянием одиночного, резкого и чрезмерного испытания; легче всего это происходит под воздействием истощающего, долговременного нервного перенапряжения, какого бы рода оно ни было. Заботы, нужда, голод, страх, переутомление, крушение надежд и т. д. — все это действует одинаково.
Негодяй торгует на рынке пером
И пухом из ангельских крыл.
А ангел летит высоко-высоко
Такой же крылатый, как был.
Любое явление порождается соответствующими условиями жизни. Потому и мораль у каждой эпохи своя.
Это мы запросто, мы ребята с придурью, — оживился Чумп. — Как куда пойти, так мы тут как тут, а уж ежели нам туда не надо, так вовсе не остановишь!
Всегда на потом оставлял... а «потом», как правило, забывалось прежде, чем наступить.
С самого начала, существенно-основательно, христианство было усталостью и омерзением — испытываемыми жизнью от жизни же, и только прикрывающимися, и прячущимися, и принаряжающимися верой в «иную», или же «лучшую»жизнь. Ненависть к «миру», предание проклятию аффектов, страх перед чувственностью и красотой, потусторонность, придуманная, чтобы легче было очернять посюсторонность, в сущности же тяга к небытию, к ничто, к концу, к покою, к «субботе суббот» —
все это, равно как и несгибаемая воля христианства допускать одни только моральные ценности всегда казалось мне самой опасной и зловещей из всех возможных форм «воли к погибели» и по меньшей мере знаком самого глубокого нездоровья, утомления, уныния, немощи и оскудения, жизненного обнищания, — ибо пред моралью (в особенности христианской, то есть безусловной) жизнь обязана оставаться вечно и неизбежно неправой, потому что жизнь есть нечто сущностно неморальное, — раздавленная всем весом презрения и непрестанных «нет!», жизнь обязана ощущаться как недостойная желаний, как лишенная ценности в себе. А сама мораль — как?! разве мораль не то же самое, что «воля к отрицанию жизни», тайный инстинкт уничтожения, принцип упадка, уменьшения, уязвления, не то же самое, что начало конца?... И следовательно, опасность опасностей?
Если бы мы научились принимать свои чувства без моральных суждений, наша жизнь была бы менее обременительной.