Пётр Яковлевич Чаадаев. Философические письма

Взгляните вокруг. Разве что-нибудь стоит прочно? Можно сказать, что весь мир в движении. Ни у кого нет определенной сферы деятельности, нет хороших привычек, ни для чего нет правил, нет даже и домашнего очага, ничего такого, что привязывает, что пробуждает ваши симпатии, вашу любовь; ничего устойчивого, ничего постоянного; все течет, все исчезает, не оставляя следов ни во-вне, ни в вас.

0.00

Другие цитаты по теме

Мы живем в мире, где нет ничего постоянного. То, что справедливо сегодня, может быть ошибочно завтра. То, что работает сейчас, может оказаться бесполезным в самое ближайшее время. Единственное, что есть у нас постоянного — постоянное изменение. Вечная изменчивость — это не хорошо и не плохо. Это просто неотъемлемое свойство мира!

Все меняется. Этот мир непостоянен и обманчив. Все оказывается не тем, чем кажется.

Ничего не понимают в христианстве те, которые не замечают в его чисто исторической стороне, составляющей столь существенную часть вероучения, что в ней до некоторой степени заключается вся философия христианства, так как именно здесь обнаруживается, что оно сделало для людей и что ему предстоит сделать для них в будущем. В этом смысле христианская религия раскрывается не только как система нравственности, воспринятая в преходящих формах человеческого разума, но еще как божественная вечная сила, действующая всеобщим образом в духовном мире, так что ее видимое проявление должно служить нам постоянным поучением. В этом и заключается собственный смысл догмата, выраженного в символе веры единой вселенской церкви.

— Все эти рассуждения об эволюции нелепы. Всем известно, что вселенную держит на себе черепаха.

— Такое возможно, мадам, но кто или что держит на себе черепаху?

— О, вам не удастся запудрить мне мозги! Там до самого низа одни черепахи!

— Он хотел стать единоличным правителем светлых земель.

— А почему такой слабый размах? Почему сразу не весь мир?

— Зачем? Мир мало захватить. Нужно еще и удержать власть. Правление землями всех Советников и так будет сложным.

Пройдёмте по миру, как дети,

Полюбим шуршанье осок,

И терпкость прошедших столетий,

И едкого знания сок.

Таинственный рой сновидений

Овеял расцвет наших дней.

Ребенок — непризнанный гений

Средь буднично-серых людей.

Мир опасен не потому, что некоторые люди творят зло, но потому, что некоторые видят это и ничего не делают.

Жаль, что я с ним так и не познакомлюсь… Но он узнает, за что я погиб, и, я надеюсь, поймёт. Я старался сделать более счастливым мир, в котором ему предстоит жить.